ЕГЭ грозит отчисление

Единый экзамен в очередной раз предлагают отменить

Депутаты Государственной думы вновь хотят отменить единый государственный экзамен (ЕГЭ). Законопроект разработали и внесли в федеральный парламент фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» (СРЗП). По их мнению, за время действия нового формата итоговых школьных испытаний качество образования ухудшилось. Заменить ЕГЭ предлагают на государственные экзамены. Что те собой будут представлять и как проходить, в документе не прописано. Как Россия долго обкатывала ЕГЭ и какое мнение о его возможной отмене у петербургских вузов — в материале «Ъ-СПб».

Проведение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Выпускники перед началом экзамена проходят рамку металлоискателя

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Эксперимент по проведению единого государственного экзамена стартовал 23 года назад, в 2001-м. Новую систему вводили постепенно: в первый год ЕГЭ сдавали выпускники только в пяти субъектах России. Через год уже 16, еще через год 48. В 2004-м к эксперименту присоединились Москва и Санкт-Петербург.

Обязательным ЕГЭ стал в 2009 году. Сдавался он тогда не под камеры и проводился не всегда честно: в некоторых школах на помощь выпускникам приходили родители и даже учителя. В 2011 году в одной из московских школ на экзамен вместо выпускников пришли семеро студентов Московского физико-технического института (МФТИ).

В 2013 году количество нарушений достигло пика. Тогда «высокими результатами» отличились регионы Северо-Кавказского федерального округа. Скандал завершился отставкой главы Рособрнадзора Ивана Муравьева и ужесточением правил проведения ЕГЭ. В школах появились рамки металлодетекторов и камеры видеонаблюдения.

За 15 лет ЕГЭ значительно трансформировался: увеличилось количество заданий с развернутым ответом, сократилась тестовая часть с выбором единственно верного пункта, была введена устная часть по иностранным языкам. С 2013–2014 учебного года выпускники пишут декабрьское итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ.

В 2024-м ЕГЭ разрешили пересдавать: выпускники смогут попытаться улучшить результаты одного из экзаменов по выбору в тот же год.

Но как бы ни меняли ЕГЭ, споры вокруг него не утихали, а с политических трибун то и дело звучали предложения об отмене и возвращении к традиционным экзаменам. Соответствующие законопроекты вносились в Госдуму, например, в 2016 и 2018 году, но поддержаны не были.

В начале июня законопроект об отмене ЕГЭ вновь внесли в федеральный парламент. Документ разработали депутаты фракций КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Авторы предлагают заменить ЕГЭ на государственную итоговую аттестацию в форме государственных экзаменов по заданиям, утверждать которые будут профильные комитеты в правительстве регионов России. Принимать в вузы инициаторы предлагают на основании «государственных экзаменов, проводимых образовательной организацией высшего образования». Сколько экзаменов будут сдавать выпускники, где и в каком формате, в документе не разъясняется. Отказаться от единого экзамена авторы инициативы предлагают уже с 1 января 2025 года. «По факту ЕГЭ привел к кризису, поскольку качество образования ухудшилось, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад»,— говорится в пояснительной записке.

Один из авторов инициативы Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду и представитель ЛДПР, считает, что нужно вернуться к классической советской системе. «ЕГЭ надо отменить и вернуться к классической старой схеме аттестации. Нужно уйти от экзамена, на который натаскивают, при котором нервничают родители, дети, педагоги и растет количество нервных заболеваний и суицидов»,— прокомментировал «Ъ-СПб» господин Нилов.

В петербургских вузах минусы ЕГЭ видят, но отмечают, что пока замены ему нет. «ЕГЭ сам по себе является более поверхностной формой контроля по сравнению с классическими экзаменами. Успешная сдача во многом предполагает не столько понимание самого учебного предмета, сколько формата и критериев оценивания, которым ответ должен соответствовать»,— говорит директор Президентской академии в Санкт-Петербурге (РАНХиГС — Санкт-Петербург) Андрей Хлутков. Вторая проблема нынешнего формата поступления в вузы, по его мнению, заключается в том, что университеты практически полностью лишены возможности самостоятельно оценивать знания абитуриентов.

Проректор по организации учебного процесса Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Юлия Малевич дополняет: «Школьники в старших классах в основном готовятся к сдаче экзамена как такового. По сути, их натаскивают на получение максимальных баллов, необходимых для поступления. И сами школьники нацелены, в первую очередь, на эффективное решение экзаменационных алгоритмов и задач. Зачастую это происходит в ущерб получению глубоких фундаментальных знаний, поскольку сам формат ЕГЭ — это не классический экзамен, а тестирование. Отсюда вытекает следующий недостаток: школьники разучились мыслить креативно и грамотно излагать свои мысли в устной форме, как это ранее происходило на классических экзаменах».

В петербургском РАНХиГС предлагают вернуться к системе выпускных и вступительных экзаменов. «Мне кажется, следует обратиться к последовательной системе оценки знаний: внутренний контроль — выпускные экзамены в школе, где, кстати, могут использоваться отдельные задания формата ЕГЭ вместе с другими проверенными временем подходами, которые помогут в наибольшей степени раскрыть потенциал ребят. Затем внешний контроль — вступительные испытания в вузах»,— высказывается директор академии Андрей Хлутков. По его мнению, такой подход позволит вузам увидеть не просто общий срез знаний выпускников, а каждого абитуриента в отдельности: реальное соответствие его подготовки баллу в аттестате.

Однако в академической среде напоминают, что ЕГЭ дает возможность выпускникам из разных регионов поступать в университеты на равных условиях. «Идея отменить ЕГЭ — неоптимальная и нереализуемая здесь и сейчас. Реалистичной и справедливой замены нет. Потому что при всех понятных недостатках такого формата другого, обеспечивающего равное и максимально возможное непредвзятое измерение уровня знаний выпускников российской школы, еще не придумали»,— объясняет декан факультета довузовского образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Николай Пшеничный.

Отмена значительно усложнит процесс поступления, это неудобство как для вузов, так и для абитуриентов, уверен господин Пшеничный. Схожее мнение высказывает и проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Галунин: «Если будет принято решение об отмене ЕГЭ, то придется возвращаться к системе летних вступительных испытаний, что увеличит психологические, нервно-психические перегрузки выпускников школ». По его мнению, оптимально оставить этот формат, но отменить влияние его результатов на выдачу аттестата.

В СПбГЭУ полагают, что отменить ЕГЭ, не продумав адекватную замену, нецелесообразно. «Вместо отмены нужно пересмотреть подходы к проведению ЕГЭ: ввести обязательную устную часть по каждому предмету, даже техническому. Нужно, чтобы выпускники школ могли показать аттестационной комиссии, что они умеют думать, анализировать и делать выводы. Но и пересмотр формата — не дело одного месяца»,— рассуждает Юлия Малевич.

В конце июня Рособрнадзор направил авторам законопроекта в Госдуму письмо, чтобы они высказали «конструктивные или предметные замечания» по форме экзамена. Еще год назад о том, что отмена ЕГЭ требует «серьезного обсуждения», предупреждал премьер-министр Михаил Мишустин, заявивший, что ЕГЭ дает возможность выпускникам из регионов поступать в ведущие вузы страны.

Надежда Ярмула

Вся лента