ЦБ не считает ужесточение макропруденциальной политики заменой повышения ключевой ставки
Регулятор не считает, что макропруденциальная политика заменяет повышение ключевой ставки, если это необходимо, отметила в беседе с журналистами председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
«Мы макропруденциальные инструменты применяем, чтобы снизить риски закредитованности, перекредитованности и так далее»,— отметила она. Прежде всего, говорит она, их применение влияет на структуру портфеля кредитования: «Если мы говорим о розничном кредитовании, то банки будут больше ориентироваться на заемщиков с более низким, например, ПДН (показателем долговой нагрузки — "Ъ"). И пока есть возможность перераспределения клиентов, это может и не отражаться на общем темпе кредитования, подчеркнула она. Если возможность перераспределения ограничена, то это может сказаться на темпах кредитования: «Но это ни в коей мере не заменяет роль ключевой ставки. Потому что наши решения по денежно-кредитной политике действуют не сегментировано, а в целом на кредитную активность и на сберегательную активность, а это важно как раз с точки зрения трансмиссии и влияния наших решений на инфляцию».
По ее словам, ужесточение макропруденциальных мер должно отразиться именно на качестве кредитования, чтобы было меньше рискованного кредитования. Косвенный эффект может быть и в части влияния на темп кредитования, но, по мнению ЦБ, это не обязательно будет происходить.
Ранее ЦБ не раз ужесточал макропруденциальную политику, одна из последних мер касается новых, более жестких, макронадбавок с 1 сентября.