«Отток части потенциальных покупателей элитной недвижимости действительно был»
Партнер NF Group Андрей Соловьев — об изменениях на рынке элитной недвижимости
За последние два года серьезным изменениям подвергся не только рынок люксовых товаров. После того как часть потенциальных покупателей элитной недвижимости покинула рынок, на их место пришли обеспеченные люди из регионов и новых сфер, которым стало сложнее выводить средства за рубеж. О том, как изменилась аудитория рынка высокобюджетной недвижимости, “Ъ” рассказал партнер NF Group Андрей Соловьев.
— Как изменился портрет покупателя элитной недвижимости с 2022 года?
— Классический портрет наших покупателей в сегменте элитной недвижимости, который не меняется уже много лет,— это равные доли мужчин и женщин в возрасте от 30 до 60 лет. Такие люди могут позволить себе покупку дороже $1 млн площадью от 100 кв. м и выше. Зачастую это бизнесмены, чиновники и топ-менеджеры крупных компаний.
Часть обеспеченных россиян уехала из страны, а другая часть получила дополнительные доходы, к основной категории состоятельных клиентов добавились более молодые предприниматели и представители новых индустрий, таких как IT и финтех. В последнее время мы наблюдаем рост числа покупателей элитной недвижимости из регионов России. Основной приток новых клиентов идет из крупных городов и миллионников, таких как Екатеринбург, Новосибирск, а также из южных регионов, включая Краснодар.
— Наблюдали ли вы за последние два года отток части аудитории этого сегмента?
— Отток части потенциальных покупателей элитной недвижимости действительно был, но сейчас наблюдается рост интереса к эксклюзивной недвижимости стоимостью более 200 млн руб. За неполные шесть месяцев текущего года число сделок с такими лотами на первичном рынке уже более чем в четыре раза превышает результат первого полугодия 2023 года. Это связано как с ограничением передвижения и вывода капитала из страны, так и со стремлением к дополнительному снижению рисков и диверсификации активов.
— С какими целями сейчас люди покупают дорогую недвижимость?
— Сейчас запросы клиентов растут параллельно с качественными характеристиками жилых проектов, все чаще люди покупают не просто квартиру, а среду для жизни. Большая роль уделяется определению целевой аудитории как отправной точки для создания не только квартирографии, коммерческого наполнения и прочего, но и организации востребованных общественных пространств. И если раньше это было характерно только для масштабных комплексов, то сейчас мы видим подобные решения и в небольших камерных жилых комплексах.
Наблюдается значительный интерес к приобретению трофейной недвижимости, которая выступает символом статуса и успеха, а также как коллекционный объект. Элитные квартиры покупают для создания активов, которые можно передавать следующим поколениям.
— С начала 2022 года поставки премиальных отделочных материалов и мебели из западных стран усложнились. Адаптировались ли к этому застройщики и покупатели?
— Ситуация с покупкой европейских материалов и мебели действительно значительно усложнилась, однако девелоперы нашли достойные альтернативы. Большинство застройщиков теперь используют материалы и мебель из Азии, а также от локальных производителей. Российский рынок быстро адаптировался к новым условиям, и мы наблюдаем рост качества местных продуктов. Покупатели, в свою очередь, положительно реагируют на такие изменения, особенно если это приводит к снижению стоимости без потери качества. Также наблюдается тренд на использование экоматериалов и локальных ресурсов, это добавляет ценность для отдельных клиентов.