НАТО задекларировало подходы
Североатлантический альянс подобрал формулировки для всех
На завершившемся 11 июля в Вашингтоне 75-м саммите НАТО союзники определились с тем, что считать ключевыми вызовами миропорядку. В итоговой декларации Россию назвали «наиболее значительной и прямой угрозой» безопасности блока, а Китай — «ключевым фактором, способствующим войне против Украины». При этом партнеры заверили, что готовы «поддерживать каналы связи с Москвой» и «конструктивно взаимодействовать» с Пекином. Так или иначе, новости из Вашингтона вызвали однозначно негативную реакцию в РФ и КНР.
Судя по итоговой декларации, союзники признали саммит НАТО, на котором праздновалось 75-летие альянса, успешным. Как отмечается в документе, организация, «созданная для сохранения мира, остается самым сильным альянсом в истории», а также сохраняет «единство и солидарность перед лицом жестокой агрессивной войны в Европе». В декларации подчеркивалось, что НАТО преследует исключительно оборонительные цели и «остается уникальным, важным и незаменимым трансатлантическим форумом» для обсуждения и принятия мер по проблемам «индивидуальной и коллективной безопасности».
Несмотря на подчеркнутое единство, премьер Венгрии Виктор Орбан, недавно побывавший в Киеве, Москве и Пекине с «мирной миссией», во время саммита все же решил публично высказаться, добавив во всеобщее единство сомнений. Венгерский лидер заключил, что НАТО «все больше и больше ведет себя как военная организация», а один из признаков этого — растущая роль в российско-украинском конфликте. По его мнению, «такое поведение опасно и безответственно», а альянс создавался для защиты состоящих в нем стран-участниц, тогда как его нынешний курс не соответствует первоначальным целям. При этом было не вполне понятно, почему господин Орбан удивился, что военный блок «ведет себя как военная организация», а альтернативная позиция Будапешта в итоговой декларации никакими сносками и примечаниями обозначена не была.
Ключевыми, как и ожидалось, на саммите стали дискуссии вокруг Украины — ее будущего в альянсе и поддержки со стороны союзников. На первый взгляд, украинский президент Владимир Зеленский должен был уехать из Вашингтона довольным. Во-первых, союзники обязались предоставить Киеву в 2025 году военной помощи как минимум на €40 млрд, а в декларации было записано обещание поддерживать страну «на ее необратимом пути к полной евро-атлантической интеграции, включая членство в НАТО». Кроме того, после вашингтонского съезда значительная часть функций контактной группы по обороне Украины в формате «Рамштайн», возглавляемой США, перейдет альянсу. Теперь роль организации в координации поставок и подготовке украинских военных возрастет.
Однако далеко не все запросы Украины были удовлетворены союзниками. Во-первых, Киеву так и не было выдано приглашение на вступление в НАТО. С одной стороны, это было предсказуемо и вряд ли кого-то удивило. С другой — Владимир Зеленский, хотя и не настаивал на приглашении в Вашингтоне, давал понять, что в Киеве его все равно ждут. В декларации отмечалось, что в НАТО Украину пригласят тогда, когда с таким шагом «согласятся союзники и будут выполнены (соответствующие.— “Ъ”) условия». Между тем премьер Словакии Роберт Фицо 11 июля заявил, что его партия никогда не поддержит вступление Украины в НАТО из-за опасений в связи с возможностью начала Третьей мировой войны. Другими словами, формулировки по сравнению с прошлогодним саммитом в Вильнюсе усилились, но железных гарантий североатлантического будущего Украины по итогам вашингтонской встречи не появилось.
Во-вторых, обязательства перед Киевом на €40 млрд военной помощи были приняты не совсем в том виде, в котором их продавливал генсек НАТО Йенс Столтенберг. Изначально союзники должны были согласовать стратегию многолетнего минимального финансирования военных нужд Украины, однако в итоге договорились лишь на 2025 год. В дальнейшем решение будет подлежать дискуссии.
Во многом эти обязательства, а также наделение НАТО координирующей ролью в поставках Украине должны были служить гарантиями дальнейшей поддержки Киева в случае прихода к власти в США республиканца Дональда Трампа. Тем не менее подобные меры вряд ли смогут предотвратить снижение объемов помощи, если господин Трамп вернется в Белый дом и действительно решит прекратить финансирование Украины. Как ранее заявляли представители европейских стран и ЕС, когда Конгресс США в течение полугода не мог согласовать помощь Киеву на $60 млрд, выпадающую американскую поддержку союзники компенсировать были не в состоянии.
Тем временем Россию в НАТО обвинили в «безответственной ядерной риторике», а также назвали «наиболее значительной и непосредственной угрозой безопасности союзников».
Кроме того, в декларации появилась достаточно жесткая формулировка в адрес Китая: политику Пекина назвали «решающим фактором, способствующим войне России против Украины, благодаря так называемому безграничному партнерству и широкомасштабной поддержке оборонно-промышленной базы России». Лидеры стран НАТО потребовали от Китая «прекратить любую материальную и политическую поддержку военных усилий» РФ, а также предупредили, что «крупнейшая война в Европе в новейшей истории» нанесет ущерб интересам и репутации КНР. Помимо Китая, в поддержке Москвы были обвинены Иран и Северная Корея.
Беспокоят НАТО и «космические возможности Китая» вместе с расширяющимся ядерным арсеналом КНР. В альянсе подчеркнули, что тенденции, характерные сейчас для Индо-Тихоокеанского региона, влияют на евро-атлантическую безопасность, а потому военный блок намерен развивать партнерство со странами в этом полушарии, и прежде всего с Австралией, Японией, Новой Зеландией и Южной Кореей.
При этом в альянсе отметили, что в разной степени остаются открытыми к диалогу с Россией и Китаем. Союзники заверили, что «не стремятся к конфронтации и не представляют угрозу» для РФ, а также «готовы поддерживать каналы связи с Москвой, чтобы снизить риск и предотвратить эскалацию». Пекин же партнеры призвали обсудить вопросы «стратегического снижения рисков и содействия стабильности посредством прозрачности», подчеркнув, что «по-прежнему открыты для конструктивного взаимодействия с КНР».
В Москве подобные ремарки воодушевления не вызвали. По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, «Североатлантический альянс еще раз весьма выпукло подтвердил свою суть» и нацелен на «поддерживание конфронтации».
Господин Песков заявил, что Россия будет «очень глубоко анализировать принятые решения и состоявшиеся дискуссии, очень внимательно анализировать текст декларации», поскольку речь идет об «очень серьезной угрозе для национальной безопасности» РФ.
«Это все потребует от нас продуманных, скоординированных, эффективных ответных мер для контрсдерживания НАТО»,— сказал пресс-секретарь, комментируя в том числе решение США с 2026 года разместить в Германии крылатые ракеты Tomahawk и другие дальнобойные вооружения.
В Пекине также остались недовольны новостями из Вашингтона. Представительство КНР при Евросоюзе выпустило заявление, в котором «пункты, касающиеся Китая» были названы «провокационными, содержащими очевидную ложь и клевету». Китай отверг обвинения в игре на стороне России, подчеркнув, что «никогда не предоставлял летальное оружие ни одной из сторон конфликта и осуществляет строгий экспортный контроль за товарами двойного назначения». «Украинский кризис длится уже долго. Но кто подливает масла в огонь? Кто раздувает пламя? И кто стремится к корыстной выгоде? Ответ очевиден для всех»,— заявили в дипмиссии, не став даже уточнять имя «виновника».
Усиление НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе также пришлось Китаю не по душе. В Пекине посоветовали НАТО «оставаться в рамках своей роли региональной оборонительной организации в Североатлантическом регионе». Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь призвал НАТО «прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая и очернять его, а также не устраивать беспорядок в Азиатско-Тихоокеанском регионе».