«В регионе формируется сообщество олимпиадников»

Директор регионального центра «Вега» Ирина Зиновьева — о работе с детьми

В Нижегородской области растет олимпиадное движение. За последний год количество участников школьного этапа самой массовой Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в регионе увеличилось на 12,5%, до 422 тыс. При этом есть и заметный качественный результат: 30 человек стали победителями и призерами заключительного этапа ВсОШ, а двое — абсолютными победителями, то есть набравшими максимальный балл, по химии и ОБЖ. О том, как строится работа с одаренными детьми и какое значение это имеет для экономики, рассказывает директор центра развития талантов «Вега» — регионального оператора ВсОШ Ирина Зиновьева.

— «Вега» работает с талантливыми детьми по модели образовательного центра «Сириус» с 2019 года. Как, по вашим наблюдениям, меняется активность нижегородских школьников в олимпиадном движении?

— На протяжении последних двух-трех лет мы много работали над популяризацией олимпиадного движения: рассказывали о работе «Веги» в муниципалитетах, информировали родителей. Интерес ребят к олимпиадам растет. Так, в школьном этапе ВсОШ в 2023–2024 учебном году участвовали 422 тыс. нижегородских детей, тогда как годом ранее их было около 375 тыс. Соответственно, увеличилось и количество победителей — на школьном этапе в этом году их было 30 тыс., годом ранее — 17 тыс.

Качественные показатели тоже улучшаются. В этом году мы сделали серьезный рывок и попали в топ-12 регионов по количеству призеров и победителей заключительного этапа ВсОШ — олимпиадный сезон в этом статусе завершили 30 наших ребят. Причем двое стали абсолютными победителями, то есть набравшими максимум баллов, по химии и ОБЖ — такого давно не было. И впервые за долгое время в регионе есть призер международной олимпиады — по химии.

Еще один важный результат в том, что в регионе формируется особое сообщество олимпиадников. Они постоянно общаются, поддерживают друг друга, обсуждают процесс подготовки к соревнованиям и варианты решения заданий. Опытные участники консультируют новичков и даже сопровождают на заключительных этапах. Воплощается моя мечта о том, чтобы создать в регионе свою олимпиадную сборную, какие существуют в Москве, Санкт-Петербурге, в Татарстане.

— Что мотивирует ребят участвовать в олимпиадах?

— Главное — конечно, преимущества при поступлении в вуз для победителей и призеров. В этом смысле в Москве и Петербурге олимпиады давно превратились в большой спорт. Но это не единственный фактор. По моим наблюдениям, у нас в регионе ребятам процесс зачастую интереснее, чем результат. Например, зачем Владимиру Елистратову, победителю международной олимпиады по химии, участвовать в региональной олимпиаде «Веги»? Потому что для него важен не столько статус, сколько сам процесс, ему нравится общаться с единомышленниками.

Олимпиадники очень отличаются от сверстников: во время подготовки они читают огромное количество книг, смотрят научно-популярные фильмы. А с учетом того, что многие олимпиады, по сути, метапредметные, интересы их участников выходят далеко за рамки конкретной дисциплины. У них формируется совершенно другое, нестандартное мышление.

Большое значение имеет и финансовая поддержка. Призеры и победители, а с прошлого года еще и участники ВсОШ получают стипендию от правительства Нижегородской области, а наставники, подготовившие призеров и победителей, — единовременную выплату. А если олимпиадники используют свои преимущества для поступления в региональные вузы, они получают губернаторские стипендии — областное правительство делает все, чтобы талантливые дети оставались в регионе.

— Как строится работа с детьми? Как взаимодействуете со школами?

— Подготовка к новому сезону начинается уже в августе — мы организуем летние интенсивы по разным предметам для учащихся 9–11 классов. И дальше в течение года последовательно готовим ребят к муниципальному, региональному, заключительному этапам ВсОШ. Пробовать свои силы на школьном этапе может любой ребенок, а дальше, чтобы участвовать в наших программах подготовки, надо пройти отбор — тестирование или предоставить портфолио достижений. Тестирование позволяет оценить уровень знаний и умений ребенка, а портфолио — продемонстрировать его достижения за последние несколько лет.

Часть программ проводим на площадках «Веги», в том числе на базе детского центра «Лазурный» в Выксе, часть — в школах, которые становятся опорными по разным предметам. В одной школе — сильные педагоги по физике, в другой — по информатике, в третьей — по обществознанию и так далее. Они тренируют всех ребят, кто готов участвовать в региональном этапе и выше. А в подготовке к заключительному этапу подключаем уже наставников, которые имеют опыт подготовки победителей и призеров ВсОШ.

Мне очень приятно, что школы перестали видеть в нас конкурентов и, когда поняли, что мы не мешаем, а помогаем, стали открыто взаимодействовать. В ближайшее время в сотрудничестве со школами выйдем на новый уровень: в Нижегородской области появятся школы — ассоциированные партнеры «Сириуса». При его поддержке в рядовых школах запустим системную углубленную подготовку по предметам: это и внеурочная работа, и подготовка к олимпиадам и конкурсам по самым современным методикам, и проектная деятельность. Кроме того, «Сириус» берет на себя повышение квалификации педагогов. Это важный проект для региональной системы образования в целом — он дает дополнительные возможности для всех, новые стимулы, которые так нужны сегодня.

— Насколько активны в олимпиадном движении школы из муниципалитетов?

— По количеству призеров и победителей ВсОШ в первой пятерке сейчас школы Нижнего Новгорода (лицей №40, Центр одаренных детей, лицеи №38 и №165) и Сосновская средняя школа №1, где традиционно сильная подготовка по ОБЖ и физкультуре. Но и другие муниципальные округа тоже проявляют инициативу. Например, в прошлом году мы провели первые летние олимпиадные школы в рабочем поселке Красные Баки, в Заволжье, на которые приезжали дети и из близлежащих округов. На местах проводят аналитическую работу, приглашают детей, а мы помогаем с преподавателями и выстраиванием образовательной программы.

Очень важно, что это не дистанционная работа. Когда педагоги приезжают и лично проводят занятия, результаты совсем другие — это позволяет, с одной стороны, быстро выявить способных детей, а с другой — заразить их предметом, замотивировать. Два года назад к нам на такую летнюю школу по математике приходил восьмиклассник, который, по словам мамы, вообще не любил предмет, а после нашего интенсива победил на муниципальном этапе ВсОШ.

— Ощущаете ли вы дефицит кадров среди педагогов? Недостаток квалификации?

— У нас сформирован пул преподавателей из школ и вузов, с которыми мы работаем постоянно, — в прошлом году готовили детей по 18 предметам из 24-х, представленных на ВсОШ. Но мы постоянно совершенствуемся. Например, когда в Нижнем Новгороде проходил заключительный этап ВсОШ по математике, несколько дней с нашими педагогами работали специалисты, которые входят в жюри заключительного этапа.

Еще один проект по повышению квалификации преподавателей запустили совместно с АНО «Неймарк» — «Неймарк. Для учителей». В течение года проводили занятия и в Нижнем, и в Москве — лучшие стажировались в школе «Летово». В целом в проекте приняли участие 92 педагога, 15 стали победителями проекта и в течение года будут получать стипендию от областного правительства.

Кроме того, мы помогаем коллегам попасть на стажировки в «Сириус»: консультируем, пишем рекомендательные письма, которые дают дополнительные баллы при отборе. Особенно важны, на мой взгляд, их программы для молодых специалистов. Например, подать заявки на обучение по программе «Педагогика талантов» могут студенты четвертого курса бакалавриата или первого курса магистратуры непедагогических специальностей. У нас в регионе уже есть ребята, кстати, сами олимпиадники, которые выбрали этот путь. И это тоже результат большой работы по выстраиванию комплексной системы подготовки талантливых детей.

Беседовала Татьяна Салахетдинова

Вся лента