Развитие по годам
Какие перспективные направления экономики Прикамья
В Пермском крае принята новая стратегия социально-экономического развития региона до 2035 года. В отличие от предыдущего стратегического документа, она принималась в условиях беспрецедентной внешнеэкономической нестабильности. В документе обозначены сильные и слабые стороны Прикамья, а также перспективные направления развития региона. Эксперты полагают, что часть показателей, заложенных в стратегии, окажутся невыполненными из-за сложной экономической и политической ситуации, но это не повод отказываться от долгосрочного планирования.
Законодательное собрание Пермского края в июне во втором чтении приняло новую Стратегию социально-экономического развития региона, рассчитанную до 2035 года. Документ определяет ключевые направления развития Прикамья. Он заменит предыдущую стратегию, принятую в 2011 году и рассчитанную на период до 2026 года. Как сообщили «Ъ — Экономика региона» в министерстве экономического развития Пермского края, разработка нового документа связана также с тем, что после событий начала 2020-х годов действующая стратегия потеряла актуальность.
«С 2020 года экономическая ситуация в России существенно изменилась. Эти изменения связаны в том числе с динамикой мировой экономики, влиянием на процессы в стране и в мире пандемии COVID-19, с санкционным давлением, а также с мировыми трендами на „зеленую трансформацию“ (переход к экологически устойчивому развитию, тренд на углеродную нейтральность)»,— отмечают в региональном министерстве.
В ведомстве утверждают также, что новая и старая стратегии различаются по целям. Если в документе 2011 года ставится цель — обеспечение комплексного и сбалансированного развития Пермского края, то в стратегии 2024 года целью является «повышение качества жизни населения через устойчивое раскрытие экономического потенциала Пермского края».
Кроме того, в стратегии до 2035 года сделан акцент на новые, перспективные направления развития Прикамья — креативную и зеленую экономику, туризм: «При реализации стратегии ставится задача позиционирования Пермского края как экологически и социально благополучного региона, комфортного для жизни и интересного с точки зрения туризма, а также места, где созданы условия для успешного ведения бизнеса, приложения труда и самореализации. Кроме того, Прикамье должно оставаться территорией с высоким промышленным потенциалом, развитыми креативным и инновационным секторами экономики».
Реализовать новую стратегию, как указано в документе, планируется в три этапа. Первый (2024–2026 годы) предусматривает «создание условий для восстановления демографического потенциала и перехода к инновационной экономике Пермского края, запуск ключевых проектов развития региона». Второй этап (2027–2030 годы) — «преломление негативных демографических тенденций и обеспечение инновационного экономического роста». Третий (2031–2035 годы) — «устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края».
Как утверждают в минэкономразвития Пермского края, в разработке стратегии участвовали «представители региональных министерств и ведомств, научного сообщества, бизнеса из самых разных сфер, общественные деятели». При этом конкретных имен в ведомстве не называют. Расходы на разработку документа также не раскрываются.
В чем сила, край?
В новой стратегии обозначены сильные и слабые стороны Пермского края, а также актуальные для региона возможности и угрозы. Среди сильных сторон разработчики стратегии выделяют: выгодное географическое положение региона (пересечение транспортных коридоров, наличие водных маршрутов к ключевым российским и международным торговым центрам), высокую обеспеченность полезными ископаемыми, лесными, водными и энергетическими ресурсами, наличие вузов и собственных научных школ, туристический потенциал, а также развитие экспорта на рынки СНГ, Азии, Латинской Америки и Африки.
К конкурентным преимуществам Пермского края разработчики относят: присутствие в регионе крупнейших промышленных предприятий (ЛУКОЙЛ, «Уралкалий», «Еврохим», «Сибур», ОДК, «Метафракс» и т. д.), высокую инвестиционную привлекательность, развитие механизмов государственно-частного партнерства, высокую квалификацию и численность инженерно-технических работников, значительный уровень внедрения информационных технологий в экономике, социальной сфере и госуправлении. Также отмечается, что доля инновационной продукции в ВРП Прикамья выше среднероссийского показателя.
Слабые стороны Пермского края, по мнению авторов стратегии, связаны с экономическими, демографическими либо внешними факторами. Среди них отмечаются: сокращение численности населения и миграционный отток (в том числе квалифицированных сотрудников), высокий уровень смертности населения, невысокие среднедушевые доходы, социально-экономическое неравенство жителей Перми и остальных населенных пунктов Прикамья, недостаточное количество прямых авиарейсов в региональные центры России. Кроме того, авторы стратегии обращают внимание на низкий уровень развития Коми-Пермяцкого округа как административно-территориальной единицы с особым статусом.
Среди внешних факторов разработчики обращают внимание на высокую зависимость региональной экономики от состояния сырьевых отраслей промышленности и конъюнктуры мировых рынков, а также зависимость развития транспортных коридоров на территории региона от планов федерального центра.
Актуальные, по мнению разработчиков, угрозы также связаны с внешними факторами. Это санкции в отношении России, снижение объема экспорта в Европу и Северную Америку, а также зависимость от иностранных технологий, оборудования и комплектующих. К внутренним факторам риска авторы документа относят низкую плотность населения, удаленность населенных пунктов Пермского края друг от друга, высокую стоимость строительства и обслуживания объектов инфраструктуры, а также низкую (в сравнении с общероссийской) долю благоустроенного жилья.
Начальник управления стратегического развития Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), кандидат экономических наук Олег Ганин считает проведенный разработчиками стратегии SWOT-анализ недостаточным. Эксперт отмечает, что авторы не уделили достаточного внимания экологическим проблемам, неразвитости транспортной и коммунальной инфраструктуры (в частности, ее высокому износу и ненормативному состоянию), а также значительной зависимости региона от добывающих отраслей экономики. «Не считая других, менее значимых неточностей, следует отметить, что в основном здесь перечислены общероссийские проблемы, не отражающие специфики Пермского края. Единственной „зацепкой“ в этом плане является упоминание Коми-Пермяцкого округа как административно-территориальной единицы с особым статусом»,— говорит Олег Ганин.
«Список сильных и слабых сторон может быть бесконечным или варьироваться в зависимости от решаемых задач. Поскольку задачи не были заранее определены, то и целесообразность выделения тех или иных сильных и слабых сторон региона, его возможностей и угроз находится под сомнением»,— добавляет эксперт.
Декан экономического факультета ПГНИУ, доктор экономических наук Татьяна Миролюбова считает, что преимущества, возможности и угрозы для Прикамья в стратегии в целом обозначены верно. «Действительно, у Пермского края множество сильных сторон, отличающих нас от других регионов и создающих возможности для развития. Например, выгодное территориальное расположение на пересечении транспортных коридоров вместе с наличием водных маршрутов к ключевым российским и международным торговым центрам создают возможности для появления в регионе крупных логистических и торговых хабов»,— отмечает эксперт. Наиболее актуальными из обозначенных угроз Татьяна Миролюбова считает неблагоприятную международную ситуацию и экономические санкции.
Креативная и зеленая
На основе сильных и слабых сторон Пермского края разработчики стратегии 2024–2036 годов предлагают сконцентрировать ресурсы по шести приоритетным направлениям: диверсификация базовых секторов экономики, креативная экономика, зеленая экономика, туризм, человеческий капитал и пространственное развитие. При этом конкретных мероприятий в стратегии практически не указано, по большей части она содержит общие указания на перспективные и проблемные моменты по каждому направлению.
«Диверсификация базовых секторов» предполагает модернизацию, цифровизацию и усиление специализации региональной промышленности за счет запуска отраслевых кластеров. В том числе планируется создать новые отрасли промышленности: производство телекоммуникационного оборудования, электроники и робототехники, систем экологического мониторинга, оборудования и материалов для геологоразведочных работ. Также планируется увеличить экспорт товаров, производимых региональными предприятиями, на рынки Азии, СНГ, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. К 2035 году разработчики стратегии прогнозируют увеличение ВРП в 1,5 раза (в сопоставимых ценах), инвестиций в основной капитал — в 2,1 раза, численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками — в 2,5 раза. Предполагаемый рост индекса производительности труда — 20,4%.
Направление «креативная экономика» предполагает развитие в регионе предприятий и инициатив по разработке программного обеспечения и компьютерных игр, производству кинофильмов и анимации, организации мероприятий, деятельности в сфере моды, дизайна и народных художественных промыслов.
«Зеленая экономика» предусматривает организацию деятельности по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе: создание в Прикамье экотехнопарка по переработке отходов, модернизацию систем водоснабжения и очистки воды, развитие электротранспорта (организация производства зарядных станций для электромобилей, развитие инфраструктуры), мероприятия по восстановлению и рекультивации Кизеловского угольного бассейна.
В рамках направления по развитию туризма запланировано развитие делового, культурно-познавательного, событийного, горнолыжного, лечебно-оздоровительного, активного, экологического, круизного и детского туризма, а также соответствующей инфраструктуры и сервиса. Кроме того, в стратегии обозначены перспективные для развития направления: промышленный, сельский, этнографический, гастрономический, паломнический, образовательный, яхтенный и кинотуризм. Разработчики стратегии рассчитывают, что к 2035 году за счет мероприятий по развитию и продвижению регионального туризма получится увеличить туристический поток в Пермский край до 1,98 млн человек ежегодно.
Направление «Человеческий капитал» предполагает совершенствование социальной политики региона, развитие регионального образования и здравоохранения. Разработчики стратегии прогнозируют увеличение численности жителей Прикамья к 2035 году на 51,7 тыс. человек (не ниже 2,5 млн человек), рост ожидаемой продолжительности жизни на 8,4 года (до 79 лет), увеличение среднемесячной заработной платы на 54% (с учетом инфляции).
Направление «Пространственное развитие» предполагает развитие связей между муниципалитетами Прикамья, повышение скорости, комфортности и безопасности передвижения между ними. К 2035 году планируется построить и реконструировать 186,18 км дорог. Также в рамках данного направления авторы стратегии предлагают обратить внимание на развитие и градостроительное планирование муниципалитетов — «перспективных центров экономического роста»: Березников, Соликамского, Добрянского, Нытвенского, Чусовского, Чернушинского, Октябрьского, Краснокамского, Лысьвенского и Чайковского городских округов, а также Пермского муниципального округа. Как отмечают разработчики, в этих территориях проживают почти 60% жителей Прикамья, а также «сконцентрирован промышленный потенциал региона».
По словам Татьяны Миролюбовой, наиболее значимым из представленных в стратегии приоритетных направлений является диверсификация базовых секторов экономики: «Пермский край — промышленный регион, у нас доля промышленности в ВРП больше 50%. И именно от нее, по большей части, зависит наше социально-экономическое развитие. Поэтому то, что будет происходить в этих базовых для нас секторах, будет влиять и на формирование регионального бюджета, и на благополучие жителей».
Олег Ганин обращает внимание, что предложенные в стратегии направления развития несопоставимы друг с другом. «Шесть приоритетных направлений включают в себя два процесса (диверсификация и пространственное развитие), одну отрасль экономики (туризм), две „сквозные“ качественные характеристики (зеленая и креативная экономика) и один фактор производства (человеческий капитал). Возможно, было бы целесообразно определить какие-то единые критерии классификации. Например, взять за основу структуру компонентов производства ВВП из федерального долгосрочного социально-экономического прогноза и показать «точки роста» и качественные изменения структуры экономики Пермского края в результате реализации стратегии»,— предлагает эксперт.
От целевого до рискового
Кроме общих перспективных направлений развития Прикамья стратегия включает в себя три более детализированных вероятных сценария развития Пермского края: целевой, консервативный и рисковый.
Целевой сценарий является наиболее оптимистичным. Он предполагает среднегодовой темп роста ВРП в 3,1%, ежегодное увеличение производительности труда (на 1,4%) и инвестиций в основной капитал (на 5,6%), а также «позитивную динамику мировых товарных и финансовых рынков». Рост экономики, согласно данному сценарию, будет обеспечиваться за счет «внедрения инноваций и эффективного импортозамещения». Наибольший вклад в увеличение ВРП прогнозируется за счет традиционных для региона отраслей — обрабатывающего производства и добычи полезных ископаемых (при условии внедрения на предприятиях современных информационных технологий).
Развитие производства и рост доходов регионального бюджета позволит увеличить расходы краевой казны на человеческий капитал, здравоохранение, образование и инфраструктуру. Это, в свою очередь, приведет к повышению качества жизни в Прикамье, сохранит в регионе квалифицированных сотрудников и привлечет специалистов из других регионов. Уровень безработицы в 2035 году, согласно целевому сценарию, прогнозируется около 2,74%.
Консервативный или инерционный сценарий предполагает незначительный (в сравнении с целевым сценарием) рост основных макроэкономических показателей: среднегодовой темп роста ВРП на уровне 1,6%, увеличение производительности труда — 0,1% ежегодно, рост инвестиций в основной капитал — 1,8% в год. Этого, по оценке разработчиков стратегии, достаточно для поддержания существующих объектов социальной инфраструктуры и положительной динамики демографических процессов.
Рисковый сценарий моделирует максимально неблагоприятные для экономики Пермского края условия: сохранение и ужесточение санкций в отношении РФ, неблагоприятную конъюнктуру внешних товарных и финансовых рынков (удобрений, нефти и нефтепродуктов), негативную демографическую динамику. В таких условиях предприятия базовых для региональной экономики отраслей (обрабатывающей промышленности и добычи полезных ископаемых) стагнируют. Строительство, гостиничный бизнес и общепит переживают спад. Прирост валовой добавленной стоимости обеспечивается в основном за счет предприятий в сфере информационных технологий и сектора социальных услуг.
Среднегодовой темп роста ВРП в рисковом сценарии прогнозируется на уровне 0,5%. Производительность труда ежегодно снижается на 0,4%, инвестиции в основной капитал уменьшаются на 0,6%, реальные доходы населения — на 0,1%. Предполагаемый в данном сценарии уровень безработицы к 2035 году — 5,5%.
По оценке Олега Ганина, более вероятным является целевой сценарий развития Прикамья, который наиболее близок к базовому сценарию Минэкономразвития РФ. «Причем его показатели могут быть достигнуты без особых усилий для региональных властей, только за счет внешнего воздействия со стороны товарных рынков и государственной политики поддержки приоритетных отраслей. Наши сценарии скорее инерционны, чем амбициозны»,— говорит эксперт.
Татьяна Миролюбова, напротив, считает наиболее вероятным консервативный сценарий. «На сегодняшний день экономика Пермского края значительно зависит от внешних рынков, и именно давление неблагоприятных международных факторов может отрицательно сказаться на реализации целевого сценария. Соответственно, полагаю консервативный сценарий наиболее вероятным»,— отмечает экономист.
Есть только путь
Цели и показатели предыдущей стратегии (на 2011–2026 годы) не были выполнены в полном объеме. Как указано в тексте Стратегии социально-экономического развития до 2035 года, к 2020 году было выполнено только 56% из запланированных в 2011 году показателей. Разработчики стратегии связывают это с неблагоприятными внешними факторами. Пандемия COVID-19 привела к снижению численности населения и туристического потока. А санкции в отношении России негативно повлияли на экономические показатели — темпы роста ВРП, индекс промышленного производства.
Эксперты не исключают, что часть показателей новой стратегии из-за сложных внешних условий тоже окажутся невыполненными. «Да, возможно, каких-то запланированных показателей мы не достигнем, но это не значит, что к ним не надо стремиться. Отрицательный результат — это урок на будущее»,— считает Татьяна Миролюбова. «Если у нас не будет цели, к которой мы будем стремиться и соотносить с этой целью наши текущие решения, можно оказаться в тупике. А уж в условиях нестабильности, в которых мы сейчас существуем, стратегическое планирование становится еще важнее. Ведь принимая стратегию, мы осознаем и оцениваем имеющиеся угрозы и, уже учитывая это, принимаем решения»,— добавляет эксперт.
Руководитель департамента экономики и финансов Пермского филиала НИУ «Высшая школа экономики», кандидат географических наук Татьяна Букина также предполагает, что «в ситуации турбулентности и высокой неопределенности внешней среды невыполнение части показателей возможно». «Но любая нестабильность рано или поздно стабилизируется. И отсутствие стратегического видения территории может стать препятствием для развития»,— полагает госпожа Букина.
В министерстве экономического развития Пермского края соглашаются, что «неопределенность глобальной экономической ситуации, безусловно, затрудняет планирование долгосрочных целей и стратегических шагов». Однако отказываться от долгосрочного планирования, считают в ведомстве, не имеет смысла, так как «долгосрочная стратегия развития региона дает возможность успешно адаптироваться к внешним и внутренним условиям».
«Стратегическое целеполагание приобретает огромное значение именно в условиях тектонических сдвигов в мировой экономике и международных отношениях. Вариант плавания „по воле волн“ для нас сегодня не подходит»,— соглашается Олег Ганин. Вместе с тем он считает, что стоит пересмотреть подходы к стратегическому планированию и отказаться от оцифровки динамики стратегических изменений в конкретных показателях, привязанных к конкретным годам. «Путь к достижению стратегической цели, как правило, извилист и тернист. Поэтому в документах стратегического планирования, во-первых, имеет смысл указывать не конкретные значения ключевых показателей, а тренды, направления динамики изменений, а во-вторых — показывать их в сравнении с достижениями других участников процесса (других субъектов РФ.— «Ъ — Экономика региона»). В противном случае любой прыжок на месте будет считаться личным рекордом, но ни на йоту не приблизит нас к достижению цели «войти в пятерку стран-лидеров мировой экономики»,— отмечает эксперт.