Уральцы стали больше кушать
На Урале вновь растет потребительская активность
В июне потребительский рынок Свердловской области показал заметное оживление после небольшого охлаждения в мае, говорится в докладе Банка России «Региональная экономика». В частности, увеличился оборот у предприятий общественного питания — за счет популярности формата кейтеринга. Сдерживает развитие отрасли кадровый дефицит. По прогнозам эксперта, потребительская активность может снизиться к сентябрю, когда банки отреагируют на возможное повышение ключевой ставки до 18%.
Как следует из доклада «Региональная экономика» Банка России, в июне на Урале начался рост потребительской активности после небольшой «просадки» в мае. В частности, увеличился спрос на потребительские кредиты. «Заявок на автокредиты и объемы кредитования в мае-июне было больше, чем в апреле. Повышение депозитных ставок рядом крупных банков в июне привело к увеличению притока средств населения на банковские вклады»,— говорится в докладе.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле в Свердловской области было выдано 3,8 тыс. автокредитов, а в июне — 4,25 тыс. Большую часть из них составляют кредиты на покупку новых автомобилей.
Сумма средств жителей Свердловской области на депозитах и банковских счетах (за исключением эскроу-счетов) на 1 июня составила 1,2 трлн руб., что на 250 млрд руб. превышает показатели прошлого года. По информации Уральского ГУ Банка России, ЭТА сумма привлеченных на вклады средств стала рекордной за все время наблюдения.
В июне годовой рост цен в регионе достиг 8,5%, ускорившись с 7,8% в мае. Как уточняется в докладе ЦБ, темпы инфляции вызваны уменьшением импорта отдельных видов овощей и фруктов и увеличением издержек производителей продовольствия. В частности, выросли логистические расходы, что привело к меньшему, чем в прошлом году, сезонному снижению цен на бананы. В годовом выражении быстрее дорожали творог, молоко, сметана, кисломолочные продукты и йогурт, сливочное масло и мороженое.
Опрошенные ЦБ уральские предприятия общепита отметили увеличение оборота, который достиг максимума в апреле. Компании рассказали, что драйвером роста стал спрос населения на формат кейтеринга.
«В регионах Урала продолжали активно открываться новые кафе и рестораны, в том числе сетевых форматов. Растут инвестиции в производство продуктов для общепита. Так, в Свердловской области до конца года планируется запустить фабрику по изготовлению полуфабрикатов и готовых блюд для индустрии общественного питания, объем инвестиций составит 3,3 млрд руб.»,— отметили в ЦБ.
По данным «Ъ-Урал», запуском производства занимается «Фабрика здорового питания», созданная в августе 2021 года. Фабрику готовой продукции площадью 9,6 тыс. кв. м планируют построить на месте снесенного хлебозавода в Верхней Пышме. Ее мощность составит 35 т в сутки.
Сдерживающим фактором развития отрасли общепита остается нехватка сотрудников, считает экономист Уральского ГУ Банка России Сергей Иванов. «Кафе и рестораны отмечают, что нанять дополнительный персонал, тем более летом, стало заметно труднее. Особенно не хватает низкоквалифицированных работников: мойщиков посуды, уборщиков. Дефицит кадров вынуждает предприятия повышать зарплаты. Так, в среднем уровень оплаты труда в общепите на Урале вырос за год на 18%»,— рассказал он.
На кадровом рынке Свердловской области сохраняется напряженность. По данным министерства социально-экономического развития региона, уровень безработицы на 1 мая составил 0,49% (на 1 апреля — 0,51%).
«Рост заработных плат приостановился, ряд предприятий планирует в целях удержания персонала осенью снова провести индексации. По оценкам, медианный размер предлагаемых соискателям зарплат уже третий месяц подряд превышает уровень ожидаемых зарплат»,— подчеркнули в ЦБ.
По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Петра Щербаченко, потребительская активность особенно возросла летом, потому что участились покупки путевок. «Если на заседании 26 июля Банк России поднимет ключевую ставку, как ожидается, с 16% до 18%, люди еще активнее понесут деньги в банки, соответственно активность на рынке снизится. Это может произойти в сентябре, когда банки отреагируют на повышение ключевой ставки. Но если повышения не произойдет, потребительская активность останется примерно на сегодняшнем уровне»,— резюмировал господин Щербаченко.