Репетиторов пригласили к доске
Рособрнадзор намерен возвратить дающих частные уроки педагогов в школы
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев назвал расширение рынка услуг частных репетиторов проблемой для образовательной системы. Уточнив, что репетиторством заняты в том числе бывшие учителя, чиновник призвал вернуть их в школы. Поможет этому, по мнению господина Музаева, внедрение единого перечня учебников и образовательных программ. Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что репетиторами нередко являются не только бывшие, но и действующие школьные учителя, а также вузовские преподаватели и студенты: повышение спроса на их услуги связано прежде всего с подготовкой к ЕГЭ. В образовательном сообществе высказывают мнение, что репетиторы могут помочь школьным учителям, не меняя статуса.
Во вторник глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил журналистам, что растущее число частных репетиторов становится проблемой для системы образования. «Бурное развитие… репетиторства не может не пугать,— признался он.— Понятно, что репетитор — это учитель, ушедший из школы, надо сделать все, чтобы его обратно вернуть». Господин Музаев полагает, что в скором времени «проблема частного репетиторства» может решиться сама собой. По его словам, это произойдет, когда в школах окончательно внедрят единый перечень учебников и образовательных программ. Напомним, министр просвещения Сергей Кравцов обещал, что единые учебники по всем предметам будут подготовлены к 2025 году. По мысли главы Рособрнадзора, единая линейка учебников стандартизирует процесс обучения, и дополнительные услуги станут не нужны.
Преподаватель русского языка и права, представитель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий полагает, что одной из причин ухода учителей из школы как раз является унификация образовательного процесса и его забюрократизированность: «Учителя сейчас должны заполнять огромное количество отчетов, заметно сужаются возможности для творческой самореализации, так как нужно следовать огромному количеству стандартов».
Введение единых учебников, опасается господин Луховицкий, может дополнительно подтолкнуть преподавателей уйти в частную практику, «где применение оригинальных методик ненаказуемо».
Репетиторство позволяет учителям самостоятельно выбирать себе учеников, «а родители относятся к ним с большим уважением», добавляет он.
«Чтобы родители школьников реже обращались к репетиторам, нужно менять систему выпускных экзаменов»,— уверен первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ, многодетный отец Павел Пожигайло. По его мнению, растущая популярность репетиторов связана с подготовкой к единому госэкзамену: «Родители отдают невероятные суммы за занятия, чтобы ребенок поступил в вуз, а общеобразовательные предметы только отвлекают от этого процесса». Господин Пожигайло полагает, что увеличение значимости оценок в аттестате при поступлении поможет снизить количество частных учителей. Также он отмечает, что сегодня репетиторство — весьма распространенный вид деятельности, но частные педагоги «часто не платят налоги».
Отметим, в пояснительной записке к законопроекту об отмене ЕГЭ, внесенному в июне в Госдуму представителями фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП, распространение репетиторства также названо одним из негативных последствий введения единого госэкзамена (см. “Ъ” от 3 июля): «Для эффективной подготовки учащегося к ЕГЭ необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих родителей».
Завкафедрой информационных технологий школы «Новый взгляд» Сергей Караев отмечает, что увеличению рынка репетиторских услуг способствует распространение онлайн-технологий, благодаря которым школьники со всей страны могут заниматься с ведущими преподавателями.
Основными причинами, по которым родители обращаются к услугам частных преподавателей, господин Караев называет «конкурсы, олимпиады и высокие баллы по ЕГЭ»: «Обращение к репетиторам — это ответ на запрос отдельных учеников и родителей на достижение определенных образовательных результатов, а не потребность системы образования для освоения необходимой базы». По его мнению, унификация учебников не решит проблему: «Ученикам нужны разные подходы и методики, которые не всегда возможно реализовать в рамках стандартной школьной программы, а репетиторы могут предложить более гибкий подход, учитывающий индивидуальные особенности и потребности».
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова обращает внимание, что репетиторами нередко являются бывшие и действующие школьные учителя, но и студенты, выпускники вузов с профильным образованием и вузовские педагоги. «Популярность репетиторских услуг не обязательно говорит о низком качестве школьного образования,— добавляет госпожа Латыпова.— Репетиторство является скорее надстройкой». Репетиторы, по словам госпожи Латыповой, могут рассматриваться как подмога школьным педагогам, потому что не только «разгружают их, но и позволяют поддерживать качество образования в школе, которая показывает более высокие результаты при условии достаточной подготовленности учеников».