Реконструкцию НПЗ признали неконструктивной

Минфин не увидел средств на господдержку крупного проекта ЛУКОЙЛа

Как стало известно “Ъ”, Минфин выступил против предоставления господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ. Предусмотреть такую возможность предлагал ЛУКОЙЛ (MOEX: LKOH) для строительства новых установок на Волгоградском НПЗ стоимостью 94 млрд руб., в том числе комплекса по производству 1,2 млн тонн дизтоплива в год. По мнению министерства, поддержка проекта приведет к дополнительным расходам бюджета, источники которых не определены.

Фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

Минфин не согласился с предложением ЛУКОЙЛа о господдержке новых проектов по модернизации НПЗ в рамках получения инвестиционной надбавки по обратному акцизу на нефть, рассказывают источники “Ъ”, знакомые с позицией министерства. ЛУКОЙЛ, как сообщал “Ъ” 11 июля, предложил предусмотреть такую меру поддержки для потенциального проекта по строительству новых установок депарафинизации дизтоплива и гидроизомеризации масляных фракций на Волгоградском НПЗ, который является одним из крупнейших производителей дизтоплива в РФ. Этот проект стоимостью 94 млрд руб. предполагает годовой выпуск 1,2 млн тонн дизтоплива и 200 тыс. тонн масел. В ЛУКОЙЛе и Минфине тему не комментируют.

Господдержку в виде инвестиционной надбавки (Кинв; повышающий коэффициент 1,3 в формуле обратного акциза) получают те НПЗ, которые до октября 2021 года заключили соглашения с Минэнерго об инвестициях в объеме минимум 50 млрд руб. в новые установки углубления нефтепереработки. В рамках этой меры нефтекомпании планировали запустить 50 установок с инвестициями более 1 трлн руб.

Для новых проектов такая субсидия не предусмотрена, а без нее, по мнению ЛУКОЙЛа, проект модернизации Волгоградского НПЗ экономически неэффективен. Поэтому ЛУКОЙЛ просил правительство предусмотреть возможность заключения новых инвестиционных соглашений с Минэнерго до 2026 года и продлить срок получения Кинв на два года, до начала 2033 года.

По словам собеседников “Ъ”, знакомых с позицией Минфина, она заключается в том, что предоставление инвестнадбавки новым проектам приведет к дополнительным расходам бюджета, источники компенсации которых не определены. Минэнерго, в свою очередь, отмечало важность «наращивания выпуска наиболее высококлассного продукта» за счет относительно низких инвестиций. «С нуля завод построить — очень дорогое удовольствие, а вот модернизация, новые установки на действующем заводе — это да»,— заявлял в конце декабря 2023 года тогдашний глава Минэнерго Николай Шульгинов.

150 миллиардов рублей

выплачено из бюджета по инвестнадбавке к обратному акцизу в 2023 году.

После введения европейских санкций в нефтепереработке в 2022 году нефтекомпании активно просят скорректировать условия получения инвестиционной надбавки по уже заключенным соглашениям. Это объясняется тем, что ряд НПЗ не успевает ввести проекты в срок, что чревато возвращением всего размера субсидии в бюджет. Согласно протоколу совещания от 8 июня у Александра Новака (копия есть у “Ъ”), он поручил Минфину и Минэнерго подготовить изменения в Налоговый кодекс о продлении срока получения инвестнадбавки до 2033 года и получения господдержки после 2027 года даже в том случае, если НПЗ не успели ввести установки в эксплуатацию. Таким образом, правительство поддержало предложения «Роснефти», которые нефтекомпания направляла еще в апреле этого года (см. “Ъ” от 23 мая).

Позиция Минфина вполне укладывается в логику принятия решений последнего времени, считает независимый эксперт Борис Луцет: ведомство дает понять, что у бюджета лишних денег нет. Не исключено, что, несмотря на отрицательное заключение Минфина, ряд инициатив возможно пролоббировать на более высоком уровне с учетом всех возможных обоснований, полагает он. По его мнению, сильный «рыночный» аргумент на стороне нефтяников — очередной взлет цен, на фоне которого логично требовать поддержки ввода новых мощностей, но сейчас вероятность одобрения инициативы ЛУКОЙЛа нельзя назвать высокой.

Дмитрий Козлов

Вся лента