Творчество на местах
Венера Петрова о законе для креативных индустрий
На прошлой неделе Госдума приняла депутатский закон о развитии креативных (творческих) индустрий. По замыслу авторов-единороссов, документ, закрепляющий основные понятия в этой отрасли, должен стать и основой системы оказания господдержки сектору. С помощью государства к 2030 году, согласно правительственной концепции развития креативных индустрий еще от 2021 года, доля «творческого» сектора в российском ВВП должна вырасти с примерно 3,5% до 6% ВВП.
Работу над принятым сейчас законопроектом с участием Минкультуры предполагалось завершить еще в 2022 году. Но планы изменились, появились иные вызовы, и законодательное оформление института креативных индустрий в условиях нестабильности было отложено. В мае 2024-го требование об увеличении доли креативных индустрий в экономике вошло в новый майский указ президента — в качестве одной из задач национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», но уже без установления количественного показателя. В этом видится экономическая логика: торговать «творческим товаром» можно на глобальном рынке, на котором есть конкуренция идей, а когда спрос после частичной изоляции российской экономики и так превышает предложение, вложения государства в «креатив» ради наращивания его доли в цене конечного продукта страны могут выглядеть избыточными.
Принятый рамочный закон этот подход де-факто и фиксирует. Творческие индустрии в нем описаны как создающие уникальный и экономически ценный креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или товар, добавленная стоимость которого такой деятельностью обусловлена. Но, заметим, в РФ интеллектуальная собственность так и не стала ликвидным активом — и о каких-либо конкретных мерах, способных изменить эту ситуацию, речи в документе не идет.
Закон де-факто переадресует проблему регионам — властям субъектов дано право самим определять критерии приоритетных направлений «креатива» и меры их поддержки — финансовой, имущественной, образовательной и информационной. До сих пор, впрочем, заинтересованные регионы развивали креативную экономику и без таких законодательных новелл (это хорошо видно на примере Москвы и Якутии). Сейчас, в отсутствие выраженных в цифрах требований к губернаторам, достижение упомянутой цели майского указа остается в зависимости от инициативы «снизу».
Какое именно ведомство будет ответственным за регулирование в этой сфере на федеральном уровне, пока неизвестно (в «Единой России» заявляют, что им станет Минэкономики, но решение — за Белым домом). Еще меньше ясности с финансированием пока не определенных мер господдержки «креатива» — проще говоря, найдутся ли в нынешних условиях на это деньги у центра и регионов.