«Свеза» завернет фанеру в бумагу
Производитель приобретет единственный завод по выпуску мелованного картона в России
ГК «Свеза», крупнейший производитель березовой фанеры, может приобрести пермский завод по выпуску мелованного картона и бумаги ООО «Кама» за 47 млрд рублей у подконтрольного Виктору Харитонину ООО «Лес Инвест Холдинг», сообщил источник «Ъ». 100% уставного капитала пермского производителя находится сегодня в залоге у Сбербанка. Аналитики считают сделку перспективной для «Свезы», так как она позволит ГК стать полноценным многопрофильным холдингом, но юристы обращают внимание на риски признания сделки недействительной из-за залогового обременения.
О том, что подконтрольное совладельцу фармацевтического холдинга «Фармстандарт» Виктору Харитонину ООО «Кама» в ближайшее время сменит собственников, а новым его владельцем станет ООО «Свеза», «Ъ» рассказал источник на рынке. В «Свезе» говорят журналистам, что в компании не комментируют рыночные слухи. «Информация о том, что "Свеза" купила ЦБК "Кама" не соответствует действительности. Группа "Свеза" исторически проводит политику диверсификации продуктового портфеля. Мы рассматриваем все доступные предложения для инвестиций»,— сообщается в официальном ответе компании. В ООО «Кама» не ответили на запрос «Ъ-СПб».
По данным ЕГРЮЛ, ООО «Кама» зарегистрировано в Краснокамске Пермского края с 2016 года. 0,1% уставного капитала компании принадлежит МКОО «Огмент Инвестментс Лимитед» Виктора Харитонина, а 99,9% — его дочерней структуре ООО «Лес Инвест Холдинг». Компания «Кама» является единственным производителем мелованного картона и бумаги в России.
ООО «Свеза» на 51% принадлежит ООО «Фор Инвест» Бориса Диденко, Святослава Сарсона, Елены Столяровой и Натальи Тихомировой. 49% компании напрямую и через другие юрлица владеет Алексей Мордашов.
Зимой 2023 года компания «Огмент Инвестментс Лимитед» купила 100% «Камы» у банка «Траст». Тогда сумма сделки составила 36 млрд рублей, 15 млрд из которых приходилось на сами активы, а 21 млрд — на долг компании перед банком «Открытие» по займам, привлекавшимся для развития предприятия. Теперь «Огмент Инвестментс Лимитед» намерена продать пермского производителя картона за 47 млрд рублей, уточнили собеседники «Ъ», сделка может быть закрыта в начале августа. В настоящее время все 100% «Камы», согласно сведениям «СПАРК-Интерфакс», находятся под обременением у Сбербанка по договору от мая 2023 года.
По мнению генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сделка выглядит очень логичной для «Свезы», так как господин Харитонин в данном случае не является профильным инвестором. Смена собственника отражает улучшение производственных показателей компании в 2024 году. «Кама» на 10% увеличила выпуск мелованного картона и на 8% — производство бумаги. «Предприятие вышло за проектные мощности производства: в текущем году на картоноделательной машине планируется произвести 235 тыс. тонн продукции, что на 7% больше проектной производительности, а в 2025–2026 годах компания планирует увеличить выпуск упаковочного картона на 39 тыс. тонн (плюс 18,6% к проектной производительности)»,— приводит цифры аналитик.
Учитывая, что пермский завод является единственным в России производителем мелованной бумаги и мелованного коробочного картона, то эта сделка выглядит очень перспективной с точки зрения «Свезы», поясняет господин Бурмистров, потому что обеспечивает определенную управленческую и сбытовую синергию и способствует превращению группы компаний в многопрофильный холдинг в деревообработке и целлюлозно-бумажной отрасли. К тому же в настоящее время импортные поставки данной продукции существенно осложнены санкционными ограничениями. По этой причине развитие отечественного производства мелованной бумаги и картона имеет очень большой потенциал, добавляет эксперт.
Однако партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин обращает внимание в данном случае на очевидную необходимость так или иначе решать вопрос с кредитом Сбербанка, поскольку наличие обременения в виде залога может попросту заблокировать сделку. «Я напомню, что по общему правилу сделки с залоговым имуществом не допускаются. Обычно, чтобы исключить риски признания сделки недействительной по требованию залогодержателя, кредит либо досрочно выплачивается (нередко за счет средств приобретателя), либо по договоренности с кредитором меняется заемщик, а далее кредит выплачивает уже приобретатель,— объясняет юрист.— То есть существует сценарий, предполагающий возможность заключения сделки без досрочного погашения обязательств, но в нем принимает участие кредитор». Кроме этого, гипотетически можно ожидать, что по кредиту были личные поручительства прежних собственников, от которых они наверняка захотят избавиться в случае перехода актива другому лицу, предупреждает господин Клеточкин.