Москвичам обезличат голоса

И создадут из них базу

Фото москвичей и их голоса начнут собирать и обрабатывать в обезличенном виде. Такой законопроект Госдума приняла 30 июля сразу во втором и третьем чтениях. Установить личность человека по этой информации будет невозможно, утверждают в Минцифры. Также отмечается, что собранные сведения не будут касаться состояния здоровья и биометрии. Массивы данных будут формироваться «под конкретные случаи». Их еще предстоит определить правительству. О каких именно данных идет речь? И для чего их будут собирать? Разбиралась Екатерина Вихарева.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Как заверяют в Минцифры, законопроект нужен «для развития технологий». Для этого будет создано несколько систем-агрегаторов личных сведений россиян: московская и федеральная. Доступ к этим данным прежде всего будет у госорганов. А позже и у всех, кого одобрит правительственная комиссия.

Для чего нужны эти данные? Например, для регулирования дорожного движения, говорит директор и партнер компании «IT-Резерв» Павел Мясоедов: «Требуются такие данные для обучения светофоров, для того чтобы правильно планировать полеты, логистику, какие-то оповещения. Они используются во всех аспектах нашей социальной жизни. Машинам или программам нужно узнать очень много Ивановых Иванов Ивановичей и понять, где и когда они находятся в то или иное время, чтобы настроить те же самые пресловутые светофоры. Но до сегодняшнего дня данные собирались в избыточном количестве, со всеми подробностями».

Сейчас в столице установлено более 225 тыс. камер, с 2017-го в них внедрена функция распознавания лиц. Но только для Москвы в документе есть пункт, который обязывает получать согласие за месяц до передачи личных данных человека в систему. Правда, открытым остается вопрос о гостях столицы: подпадают они под это исключение или нет? Кроме того, закон не поясняет, как именно будут распоряжаться этими данными, отмечает соучредитель сообщества российских профессионалов в области приватности Алексей Мунтян: «Обучение искусственного интеллекта — это один из возможных сценариев.

Они же могут использоваться для аналитики, для прогнозирования, для профилирования отдельных людей — то есть оценка на основе данных об этом человеке его индивидуальных аспектов, психоэмоционального состояния, его предпочтений. Эта информация дает уйму возможностей для манипулирования. Скорее всего, данные будут использоваться для социально-экономического прогнозирования и для других прекрасных вещей».

По словам экспертов по кибербезопасности, нейросети учатся узнавать человека, поэтому, благодаря накопленным массивам информации, деанонить обезличенные данные труда не составит. Законопроект предполагает, что теперь бизнес самостоятельно должен обезличивать данные и передавать их государству. Это может привести к большими финансовым расходам, отмечают операторы. Кроме того, документ содержит отсылки к еще не разработанным подзаконным актам. Нет информации о технических средствах для обезличивания, продолжает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин:

«То, что документ все-таки обретает форму закона, это скорее печальные формы воплощения плохих практик работы государственных данных. И сейчас это станет дополнительным обременением для бизнеса, не говоря уже об ущербе для граждан в случае любой утечки, даже того, что называют анонимизированными данными».

Вызывает вопросы и безопасность новых госсистем, отмечает эксперт в сфере информационной безопасности Игорь Бедеров: «Государственная информационная система защищается весьма неплохо. Другой вопрос, любая замкнутая система априори уязвима. Мы с этим сталкивались уже в истории, когда к ГИАЦ МВД подключались различные злоумышленники, когда они получали доступ к системам видеонаблюдения "Умного города" Москвы, к "Папилонам" и к другим базам данных. Это все происходило за счет человеческого фактора. Всегда находился тот, кому выгодно эту информацию перепродать. Мы живем в информационном обществе. Информация — это деньги. Просто собирать информацию ради того, чтобы она была, нет никакого смысла».

Новая редакция законопроекта с представителями IT-отрасли не обсуждалась, говорят эксперты и представители бизнеса. И отмечают, что для компаний она создает и репутационные риски. В случае утечки данных, неясно, как можно будет доказать что проблема именно в системе, а не в операторе.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента