Агротуризм расцветает пышным цветом

За счет чего вырос спрос на поездки на фермы и винодельни

Россияне устремились на фермы, винодельни и сыроварни, спрос на агротуризм в стране вырос на 40% в первом полугодии. Соответствующую статистику по сравнению с аналогичным периодом 2023-го приводит Россельхозбанк. Речь идет о путешествиях, в которых туристы могут попробовать себя в сельском хозяйстве. Их число выросло более чем на 20%. А количество тех, кто готов окунуться в быт местных жителей, увеличилось почти на треть. Как подчеркивают в Ассоциации туроператоров России, пока на этот сегмент приходится лишь 1% внутреннего турпотока, это около 750 тыс. поездок в первом полугодии.

Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ

Какие направления наиболее популярны у россиян, “Ъ FM” рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин: «Безусловный лидер агротуризма — Краснодарский край, на втором месте — Крым, там интенсивно развивается виноделие и связанные с этим производства. Наши туристы не совсем готовы ехать в деревню отдыхать, но они с удовольствием посещают небольшие фермерские хозяйства, винодельни, иногда участвуют в производственном процессе. Это не совсем туризм в том плане, что гости редко ночуют в подобных локациях, а просто проводят там три-четыре часа с экскурсией. Пока таких мест, где можно было остаться на ночь, довольно мало. Кроме того, мы пока не видим особенного интереса со стороны туристов к тому, чтобы подольше оставаться в таких местах. Может быть, это связано с тем, что у многих были бабушки и дедушки в деревне, все представляют сельский быт, то есть здесь нет каких-то новых впечатлений.

Думаю, пока не появится каких-то классных небольших, но качественных отелей, пока путешественники не получат выдающиеся впечатления в таких местах, пока не появятся рестораны при винодельнях, трудно будет поднять именно туристическую составляющую».

В июле 2024-го вступил в силу закон, который разрешил фермерам размещать на своих землях туристов в гостевых домах. Кроме того, Минсельхоз планирует выделить гранты на развитие туризма агропредприятиями — порядка 700 млн руб. Сейчас ниша пустует, и фермеры могут получить дополнительный доход за счет привлечения гостей, пояснил вице-президент Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян: «Никакого агротуризма два десятка лет назад в России не было. Зачем ехать копаться на грядках, когда есть вариант роскошных отелей на море? Но сейчас, действительно, у нас растет достаточно сильными темпами этот сегмент, причем предложение не успевает за спросом.

Если вы в августе попытаетесь записаться на экскурсии с проживанием в винодельнях, например, Краснодарского края или Крыма, то будете неприятно разочарованы — на две недели вперед все уже забронировано.

Все больше и больше фермеров начинают предлагать проживание в гостевых домах. Все понимают, что невозможно приехать из большого города, быстренько сфотографироваться и уехать назад. Люди хотят провести в среднем две-три ночи в таких местах. Тем более государство сейчас предоставляет такую возможность, и вы абсолютно легально на своей земле можете строить гостевой домик. Понятие агротуризма теперь прописано в законе».

Как оценивают ситуацию сами игроки агротуризма? Пиар-менеджер экоранчо «Алексеевка» Ирина Супрядкина отмечает, что только в первом полугодии загрузка их загородного парк-отеля выросла более чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2023-го. При этом, по ее словам, предприятие продолжает получать прибыль и со своего хозяйства: «На территории нашего отеля располагается настоящая ферма на 100 голов, мы производим молоко. Из него делаем сыры, которые также реализуем не только нашим гостям, но и в наших розничных точках. На территории у нас также располагаются собственные теплицы, рыболовный пруд площадью более 2 га.

Наши гости — это в основном горожане, желающие активно провести свои выходные, или отметить торжества: свадьбы, дни рождения, юбилеи. Люди едут к нам специально под определенную программу, например, на мастер-класс по керамике или приготовлению пиццы.

Они могут научиться делать сыр или ездить верхом, поймать рыбу или впервые в жизни подоить корову. Можно сказать, что производство является источником привлечения турпотока. Без таких "магнитов", как ферма, где гости могут покормить телят, подоить коров, без конного клуба, вряд ли бы была бы большая загрузка у отеля».

В следующем году турпоток в сельскую местность вырастет на 60%, прогнозируют в Россельхозбанке. Таким образом, фермы, усадьбы и винодельни в 2025 году могут посетить около 5 млн человек. А компании, которые предлагают подобные туры, предположительно заработают до 120 млрд руб.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента