Расширение пройденного
Чем весенняя сессия Госдумы-2024 отличалась от предыдущих
Первую половину 2024 года Госдума вновь отработала в режиме «все для фронта, все для победы». Но у завершившейся на текущей неделе весенней сессии, как считает редактор отдела политики Дмитрий Камышев, обнаружились и некоторые отличия от предыдущих. Главное из них заключается в том, что сложившийся в нижней палате еще в феврале 2022-го «донбасский консенсус» впервые распространился на важные экономические вопросы, которые до сих пор оставались предметом непреодолимых разногласий между думским большинством и оппозицией.
Термином «донбасский консенсус» политологи и социологи, напомню, назвали ситуацию почти тотального сплочения российского общества вокруг действующей власти, сложившуюся после начала специальной военной операции (СВО) на Украине. По мнению экспертов, в отличие от «крымского консенсуса», который базировался преимущественно на эмоциональном подъеме, связанном с присоединением полуострова в 2014 году, и фактически сошел на нет после повышения пенсионного возраста в 2018-м, «донбасский» оказался результатом осознанного выбора россиян в условиях боевых действий и беспрецедентного санкционного давления извне.
Следствием этого консенсуса стали резкий рост рейтингов власти и существенное улучшение результатов «Единой России» на выборах всех уровней. А в Госдуме это сплочение выразилось практически в единодушном голосовании по наиболее важным для президента и правительства вопросам.
Поэтому практически все законодательные инициативы, связанные с принятием в РФ новых субъектов и их дальнейшей интеграцией, поддержкой СВО и ее участников, противодействием антироссийским санкциям и усилением борьбы с внешними и внутренними врагами, как правило, принимались депутатами единогласно.
В этом смысле в весеннюю сессию-2024 в Думе ничего не изменилось. Депутаты по-прежнему дружно заботились об участниках СВО и членах их семей, ужесточали ответственность для террористов и диверсантов и боролись с внешними врагами в лице «недружественных государств» и «нежелательных организаций». А заодно ограничивали возможности врагов внутренних, вводя, например, новые запреты для иностранных агентов, которые в эту сессию лишились права избираться на любые выборные должности и привлекать на свои информационные ресурсы российскую рекламу.
В то же время еще в конце прошлого года стало ясно, что думский консенсус в его нынешнем понимании уже не требует полного согласия разных политических сил по всем без исключения важным вопросам, как это было в первый год СВО. Например, осенью 2023 года КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) вновь, как и в «мирное время», позволили себе проголосовать против проекта федерального бюджета, не рискуя получить за это обвинения в «предательстве». А в мае 2024-го похожее «вольнодумство» коммунисты и эсеры проявили в ходе первой после реформы Конституции 2020 года и потому крайне важной для Кремля процедуры утверждения парламентом нового правительства. И категорическое нежелание левых фракций поддерживать некоторых «излишне либеральных» вице-премьеров и министров (не помешавшее им, однако, получить нужное для утверждения число голосов) никак не сказалось на общей атмосфере внутридумского единения.
Более того, весенняя сессия 2024 года ознаменовалась одобрением двух давних оппозиционных инициатив, которые ранее неизменно отвергались думским большинством,— о введении прогрессивной шкалы НДФЛ и о возобновлении индексации пенсий работающих пенсионеров.
Правда, формально никакого отношения к этим документам оппозиционеры не имели: инициатором изменений в обоих случаях выступил президент, пакет поправок по «донастройке» налоговой системы внесло в Думу правительство, а авторами законопроекта об индексации пенсий стали единороссы. Но это не помешало КПРФ, СРЗП и примкнувшей к ним ЛДПР объявить о воплощении в жизнь своих важнейших программных установок и вслед за единороссами записать это достижение себе в актив.
Неожиданную готовность прислушаться к оппозиции думское большинство проявило и по ряду других чувствительных вопросов. Например, в последний день весенней сессии, 31 июля, Дума срочно приняла свежевнесенный межфракционный законопроект о лишении «новых россиян» гражданства РФ за отказ встать на воинский учет — хотя аналогичные поправки коммуниста Михаила Матвеева, внесенные летом 2023-го, единороссы решительно отвергли. В тот же день были «переодобрены» ранее раскритикованные эсерами поправки о наказании военных за использование в зоне СВО гаджетов с геолокацией. Для этого Думе даже пришлось вернуть уже принятый в третьем чтении закон во второе чтение и вписать в него оговорку о том, что к использованию гаджетов в служебных целях этот запрет не относится.
Оппозиция, в свою очередь, тоже по возможности отвечала на эти реверансы взаимностью. Скажем, когда «Единая Россия» решила заранее «расчистить» место для трех бывших членов правительства, которые баллотируются на осенних довыборах в Думу, СРЗП и ЛДПР согласились на частичный пересмотр «пакетного соглашения», в рамках которого за первой был закреплен комитет по делам национальностей, а представитель второй руководил комитетом по физкультуре и спорту.
Впрочем, гораздо чаще оппозиции пока приходится «самовыражаться» путем внесения законопроектов, а не их принятия.
Тут у думских фракций в ходе весенней сессии даже выявилась некоторая «партийная специализация». К примеру, КПРФ в своих инициативах чаще «топит» за «социалку», СРЗП активно поддерживает антимигрантскую повестку, ЛДПР акцентирует внимание на вопросах демографии и поддержки семей, а «Новые люди» выступают в поддержку бизнеса и свободы интернета. Кстати, отзвуки думского консенсуса долетели и до правительственной комиссии по законопроектной деятельности, которая оценивает внесенные в нижнюю палату инициативы. Если раньше отрицательные отзывы комиссии на оппозиционные предложения почти неизменно подытоживались категоричным «правительство не поддерживает законопроект», то теперь все чаще используется оставляющая хоть какую-то надежду формулировка «законопроект нуждается в существенной доработке».