Банкротство прошлось по стройкам
Выросло число открытых конкурсных производств в отношении стройкомпаний
В первой половине 2024 года в Сибири на 24% выросло количество открытых конкурсных производств в отношении строительных компаний. Основная часть из них — подрядные организации среднего размера, чей бизнес чувствителен даже к незначительным задержкам платежей со стороны контрагентов. Увеличилось и количество банкротств, например, в Омской области было признано банкротами в семь раз больше юрлиц, чем годом ранее, а в Красноярском крае — на 83%.
В течение первого полугодия 2024-го в Сибири отмечен рост числа конкурсных производств в отношении строительных компаний, подсчитали в Федресурсе. В статистику попали предприятия, занимающиеся строительством зданий, инженерных сооружений, а также выполняющие инженерные изыскания и проектирование.
К июлю их количество выросло на 24% (до 76) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда конкурсное производство было открыто в отношении 61 юрлица из стройиндустрии. В первом полугодии 2022-го — в отношении 110. Наибольшая часть из них приходится на Новосибирскую область (20 компаний в 2024 году против 12 в 2023-м), Красноярский край (14 в 2024-м и девять в 2023-м), Омскую (10 в 2024-м и шесть в 2023-м) и Иркутскую области (семь в 2024-м и шесть в 2023-м).
Увеличилось в том числе количество компаний строительной отрасли, признанных банкротами. Например, в Омской области количество юрлиц в стройке, признанных банкротами, по итогам первого полугодия 2024-го выросло в семь раз в сравнении с аналогичным периодом 2023 года (шесть против одного), подсчитали для «Ъ-Сибирь» в «Контур.Фокусе». В Красноярском крае — на 83% (с шести в 2023-м до 11 в 2024-м). Уменьшилось — в Кемеровской (на 40%) и Иркутской (на 14%) областях. В остальных регионах это число не изменилось.
Рост банкротств в строительной отрасли прежде всего связан с отменой моратория на банкротство, считает учредитель и юрист компании «Юридическое бюро №1» Юлия Комбарова. «Многие компании де-факто банкротами были давно, де-юре — только сейчас. Вторая весомая причина — это рост цен на строительные материалы. Большинство контрактов заключается долгосрочно, но, к сожалению, рост цен, уход товаров с рынка не является форс-мажором. По факту получается цепочка из неблагоприятных событий: рост цен и уход производителя, при этом поиск замены занимает время и повышает издержки, помимо этого, сдвигается срок сдачи объекта, и начинают капать пени. В лучшем случае компания в этой ситуации выходит в небольшой минус, в худшем — не может выполнить взятые обязательства. Происходит своего рода укрепление сильных игроков и уход слабых»,— комментирует эксперт.
За последние полтора года себестоимость строительства в среднем выросла на 35%. Это касается не только стройматериалов, например, на 50% подорожала стоимость процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, отмечает коммерческий директор ОМ «Девелопмент» Анна Соколова.
В первую очередь банкротятся и уходят с рынка небольшие и средние подрядчики, которые наиболее уязвимы к колебаниям рынка и зависят от своевременных платежей заказчиков, отмечает управляющий партнер юридической компании ProLex Константин Лушников. Он соглашается, что девелоперы крупных объектов жилого и коммерческого назначений страдают меньше, так как такие проекты зачастую обеспечивают более устойчивое финансирование.
Еще одной причиной увеличения числа банкротств эксперты называют состояние рынка жилых новостроек в целом. Из-за прекращения действия льготной ипотеки и роста ипотечных ставок спрос на покупку жилья сокращается, что сказывается на строительных организациях. Так, по оценке директора ГК «Стрижи» Игоря Белокобыльского, после отмены льготной ипотеки (с 1 июля 2024 года) за две недели количество сделок снизилось на 30% в сравнении с июнем. Ожидается, что темпы ввода новых проектов в ближайший год сократятся, а значит, часть организаций строительной индустрии уменьшит объем работ.