Замедление надавило на трафик

С какими проблемами столкнулись операторы связи из-за деградации YouTube

Общий объем трафика в сетях резко повысился из-за замедления видеохостинга YouTube. В некоторых случаях — на 20%, рассказали Forbes игроки рынка. Эксперты связывают это с использованием VPN и скачиванием видео. Абоненты винят в проблемах операторов и массово переходят в другие компании. Тему продолжит Екатерина Вихарева.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

До начала проблем с YouTube операторы получали трафик от Google тремя путями: транзитом через других операторов, напрямую от корпорации или через его кеширующие серверы. Скачок трафика отметили именно последние, допускает один из членов Ассоциации малых операторов связи регионов: «Из-за отсутствия кэша и роста обходов блокировки YouTube, трафик скакнул на внешних каналах».

В ассоциации «Ростелесети» причиной скачка называют перераспределение трафика: пользователи начали скачивать контент с YouTube и размещать его на отечественных платформах. Так, на «VK Видео» за минувшую неделю объем загрузок вырос в полтора раза. Но пока что рост трафика — это проблема операторов, говорит президент ассоциации Олег Грищенко: «Трафик возрос на 10-20%. Влияния на абонентов мы не наблюдаем. Это стандартный вариант изменения, к которому операторы технически готовы, но он увеличивает стоимость затрат на закупаемый трафик. Будут ли операторы пересматривать тарифы, говорить рано. Изменения периодически происходят».

Источник Forbes в одном из крупных региональных операторов рассказал, что аномального роста трафика компания не фиксирует, но видит увеличение трансграничного. Данные оператора объясняются подключениями через VPN, объясняет телеком-аналитик Алексей Бойко: «Раньше популярный ролик вначале загружался на сервер в России и раздавался уже от него. Теперь каждый, кому интересен этот ролик, заново загружает его из источника за рубежом. Это повышает нагрузку на магистральные каналы связи и на стыки российского сегмента интернета с зарубежным. Вплоть до того, что операторам приходится платить своим партнерам за такой трафик».

Расходовать трафик могут и отечественные площадки, пока они не способны так же экономно сжимать потоки видеоконтента, как это делает YouTube. А создание таких механизмов требует значительных финансовых затрат, отмечают эксперты. Как и закупка трафика — в регионах не хватает кеширующих серверов. Расходы операторов только продолжат расти, считает телеком-эксперт Павел Васильев: «Рост трафика на 15-20% приводит к аналогичному росту затрат. Но в деньгах это оценить крайне сложно, потому что у каждого оператора своя себестоимость внешних каналов. Здесь очень важен, конечно, общий объем оператора. У маленького провайдера это может быть 10 тыс. руб., у крупных — даже оценить боюсь. Есть еще один момент: к сентябрю этот трафик обычно растет. В конце месяца, скорее всего, операторы смогут отчитаться, насколько у них предыдущий месяц отличается от этого».

Абоненты в проблемах YouTube винят региональных операторов и уже массово разрывают с ними договоры. На этом фоне кажется, что не все компании переживут сложный период. Впрочем, сообщения о скачках трафика могут быть адресованы конкретным ведомствам, рассуждает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков: «Операторы, естественно, преследуют свои цели и при этом пытаются объяснить, что им не хватит денег, чтобы министерство пошло им навстречу.

Но если на протяжении нескольких лет трафик рос примерно плюс-минус на один тот же процент — от 20% до 30% — сейчас на рынке нет ничего, что могло бы сказаться на резком его увеличении в два-три раза. Единственный момент, это может быть, действительно, загрузка определенного объема трафика, который люди хотят перенести с YouTube во «ВКонтакте». Это носит временный характер».

Кстати, 12 августа «Ростелесеть» потребовала от Минцифры и Роскомнадзора официально объяснить причины «деградации» работы YouTube. Ответа пока не последовало.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента