Судебный фастфуд
Минюст намерен обеспечить подсудимых питанием и медпомощью в конвойных помещениях
В российских судах могут появиться специальные помещения для временного содержания обвиняемых и подозреваемых, где им будут предоставлены бесплатное питание и медицинская помощь. Такой законопроект по требованию Конституционного суда РФ подготовило Министерство юстиции РФ. Сейчас людям, доставленным из СИЗО в суд, приходится несколько часов проводить в тесных помещениях без возможности получить горячую пищу. Проект Минюста предполагает более комфортные условия содержания, но лишь «при наличии возможности». Правозащитники и адвокаты опасаются, что такая формулировка сведет на нет весь позитивный эффект инициативы.
Минюст опубликовал проект поправок к ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно документу, в судах общей юрисдикции «при наличии возможности» появятся «помещения для временного пребывания» конвоируемых подозреваемых и обвиняемых. Предполагается, что в них люди смогут получить бесплатное питание и медицинскую помощь.
В пояснительной записке говорится, что законопроект подготовлен во исполнение постановления Конституционного суда (КС) от 9 июля 2024 года.
Тогда КС оценивал иск гражданина Смирнова к управлению МВД по Перми: мужчина требовал признать незаконными и унижающими его достоинство условия в конвойных помещениях судов Перми. Гражданин Смирнов сообщил, что его более 60 раз доставляли из СИЗО для ознакомления с материалами уголовного дела в суд, где он содержался по 7–8 часов в одиночной камере площадью не более 1 кв. м. «В обстановке жесткого стеснения физической свободы, недостатка пищи, воды и свежего воздуха он, по представленной им информации, испытывал упадок сил, нервное перенапряжение, унижение достоинства, что привело к ухудшению его здоровья»,— говорится в постановлении КС.
Однако гражданину Смирнову не удалось получить компенсацию, поскольку в законодательстве отсутствуют требования к конвойным помещениям судов.
В связи с этим КС признал неконституционными ряд статей ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
«Федеральному законодателю надлежит определить условия нахождения указанных лиц в конвойных помещениях, расположенных в зданиях судов общей юрисдикции»,— заключили в КС.
В законопроекте Минюста уточняется: в случае с федеральными судами нормы площади «помещения для временного пребывания» и требования к его материально-техническому оснащению установит Судебный департамент при Верховном суде (ВС) РФ. В помещениях мировых судей аналогичные нормы и требования будут определяться «законодательством субъекта РФ». А порядок содержания подозреваемых и обвиняемых — например, требования к приему пищи и оказанию медицинской помощи — установит МВД по согласованию с Судебным департаментом ВС.
Член Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева рассказала “Ъ”, что правозащитники получают массу жалоб на состояние конвойных помещений.
Подсудимые утверждают, что там нельзя принять горячую пищу, зачастую негде сесть, а иногда в комнатах нет даже окон. «Люди в этих помещениях могут находиться много часов. Обычно им дают сухпаек в дорогу, но иногда там просто не бывает горячей воды, чтобы этот сухопаек можно было каким-то образом употребить, нет приборов. До сих пор неясно, кто и как должен обеспечить людей питанием и другим необходимым. Что касается медиков, их в принципе там нет»,— говорит госпожа Меркачева.
По ее словам, некоторые заключенные жаловались ей на то, что в конвойных помещениях их «приковывали наручниками»: проверить эти жалобы на месте невозможно, так как посторонние, в том числе правозащитники и журналисты, в такие помещения не допускаются. Суды же фактически устраняются от разбирательства, перенаправляя все вопросы правозащитников к конвойной службе. «На самом деле законопроект очень хороший. Но фразой "при наличии возможности" будут манипулировать — говорить, что возможности нет»,— полагает Ева Меркачева.
Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ подтверждает, что проблема размещения конвоируемых в судах «возникла давно и до настоящего времени не нашла своего разрешения».
Советник ФПА Евгений Рубинштейн считает, что законопроект Минюста в его нынешнем виде «не решает поднятых и обоснованных Конституционным судом РФ проблем», поскольку «не предусматривает единой и обязательной регламентации условий нахождения лица в конвойном помещении». По мнению юриста, распределение полномочий по формированию требований к помещениям федеральных судов или мировых судей «размывает позицию КС РФ о едином подходе к разрешению этой проблемы».
В Минюсте “Ъ” заявили, что законопроект «проходит процедуры общественного обсуждения и согласования с заинтересованными органами государственной власти».
Генпрокуратура внесла представление директору ФСИН после проверки учреждений в Чувашии
В среду Генпрокуратура РФ внесла представление директору ФСИН России по итогам проверки учреждений управления пенитенциарной службы по Чувашской Республике. По данным ведомства, в ходе проверки выявлены нарушения при соблюдении осужденными режима отбывания наказания, в «материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении заключенных». Кроме того, сотрудники прокуратуры зафиксировали несоблюдение норм при привлечении осужденных к труду. Недостатки выявили и в сфере пожарной безопасности, а также при проведении профилактики правонарушений. «В связи с изложенным директору ФСИН России внесено представление, о состоянии законности в пенитенциарных учреждениях в регионе проинформирован министр юстиции РФ»,— пояснили в ведомстве.
Согласно законодательству, «конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона» должны быть приняты в течение месяца. По данным Генпрокуратуры, ФСИН уже приняла меры и привлекла к ответственности 37 должностных лиц.
“Ъ” запросил подробности о нарушениях в управлении ФСИН и прокуратуре Чувашии, но комментировать ситуацию там отказались. На запрос “Ъ” в ГУ ФСИН и Общественной наблюдательной комиссии региона “Ъ” пока не ответили.