У Сергея Полунина не вытанцевалось ректорство

Вместо него Академию хореографии в Севастополе возглавит Мария Александрова

Экс-прима Большого театра народная артистка России Мария Александрова назначена исполняющей обязанности ректора севастопольской Академии хореографии. На этом посту она сменила известного танцовщика Сергея Полунина, который был и. о. ректора с 16 августа 2019 года, с момента основания академии. Кадровые решения комментирует Татьяна Кузнецова.

Уход Сергея Полунина с ректорского поста даст возможность Марии Александровой сыграть руководящую роль

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Если в двух словах, это означает, что уже скоро севастопольская академия въедет на мыс Хрустальный в построенные для нее хоромы и начнет учить балету всерьез. О том, что здание, предназначенное для хореографического училища, «находится в самой высокой степени готовности», «Вести Севастополя» отрапортовали в феврале, когда строители приступили к отделочным работам. Училище — часть грандиозного «культурного кластера»: здесь еще и спроектированный знаменитым австрийским архитектурным бюро Coop Himmelb(l)au оперно-балетный театр с двумя залами (на 1100 и 200 мест) и сценическим трюмом глубиной 17 метров, и выставочное пространство, и склады для декораций, и помещения для мастерских, и жилые дома для сотрудников. Все это строится круглосуточно и весьма интенсивно, так что пятилетка скитаний школьников по съемным помещениям заканчивается, пора выстраивать серьезный учебный процесс.

А судя по косвенным данным, звездный Сергей Полунин, занимавший должность и. о. ректора в дополнение к посту директора Севастопольского театра оперы и балета (пока недостроенного), не слишком подходит для скрупулезной работы с детьми и подростками. Не столько потому, что поглощен личными творческими проектами, с которыми нередко выезжает на гастроли, сколько по складу характера и дарования.

Не секрет, что профессиональная дисциплина (ежедневный балетный класс, регулярные репетиции, отдельная работа с новыми партнершами и прочие тяготы повседневного балетного труда) казалась ему, мягко говоря, необязательной.

Одаренный от природы прекрасными данными, превосходной координацией, обаянием и актерской интуицией, сам он учился легко, схватывал все на лету и, став танцовщиком, искренне не понимал, к чему тратить столько времени на то, что получается само собой. Что высказал и продемонстрировал некогда во время интервью с обозревателем “Ъ”: встал с кресла и выдал безупречные два тура в воздухе прямо в кабинете худрука Музтеатра Станиславского.

Распространенное убеждение, что выдающиеся солисты автоматически становятся превосходными педагогами, ошибочно. Скорее, напротив: как доказывает пример Агриппины Вагановой (и десятки других, менее известных широкой публике), лучшими педагогами становятся артисты, которым приходилось преодолевать профессиональные трудности, а соответственно, анализировать и собственное тело, и приемы исполнения движений, и пути-возможности совершенствования формы своего танца. Сказанное отнюдь не означает, что, скажем, народная артистка Мария Александрова не столь талантлива, как Сергей Полунин, которого она сменила на посту и. о. ректора в Севастополе. Однако свою блистательную карьеру в Большом она построила в большой степени благодаря труду, силе воле, выдержке и незаурядному интеллекту. Эти качества она продемонстрировала еще в ранней юности, завоевав золотую медаль Московского международного конкурса сразу после выпуска из МГАХ. Ее сольные и премьерские партии в Большом театре, равно как и многочисленные проекты за пределами родной сцены, все яркие и запоминающиеся, также свидетельствовали об умении работать над собой и незаурядном аналитическом даре балерины. И хотя Сергею Полунину оставили почетный пост советника, очевидно, что Мария Александрова и сама способна справиться со своей новой ролью. По слухам, 46-летнюю балерину прочили в преемницы 75-летней Марины Леоновой, ректора Московской академии хореографии, но препятствием стало отсутствие педагогического и руководящего опыта. Севастопольское назначение якобы призвано это препятствие устранить, ведь трудности этот пост сулит немалые.

Мария Александрова

Фото: Сергей Досталев / Нижегородский театр оперы и балета

Напомним, что балетных традиций в Крыму не существовало ни при СССР, ни в постсоветское время. Академия была создана с нуля, в 2019-м, она стала частью амбициозного государственного проекта «культурных кластеров» — четырех огромных музейно-музыкально-театральных комплексов в Калининграде, Кемерово, Владивостоке и Севастополе. Во Владивостоке, Калининграде, Кемерово в «кластерах» тоже присутствуют балетные школы, но в этих городах свои филиалы открыла Московская академия хореографии.

В Севастополе же и театр, и академию отдали поначалу в полное распоряжение Сергею Полунину — обошлось без попечительства столичных школ.

О своей деятельности сайт крымской академии скупо извещает официальными документами: ежегодный набор учащихся — 56 бюджетных и пять платных мест; программа обучения полная — семь лет и десять месяцев; изучают все, что положено: классический танец, историко-бытовой, народно-сценический, дуэтный.

Вопросов, однако, много. Например, откуда ежегодно набирают столько способных детей? Ведь едва ли в Крым поедут абитуриенты из Центральной России. И зачем вообще так много учеников? 60 человек — это минимум два параллельных класса, а то и три. Ведь 15–20 девочек на уроке — слишком много для одного педагога, особенно в младших классах, где требуется в прямом смысле ручная работа с каждым. Откуда взять педагогические кадры, если даже в Москве вымирающий народно-сценический танец преподают из рук вон плохо? И где взять опытных специалистов по дуэту, курс которого должен начаться только в этом году (его вводят после пяти лет обучения)? Жилые корпуса, строящиеся в «культурном кластере» на Хрустальном мысу для сотрудников в том числе и академии, призваны решить кадровые проблемы. Но поедут ли опытные педагоги в неспокойный регион?

Возможно, новый ректор уже знает некоторые ответы. «Я в Севастополе, вхожу в рабочий график академии, знакомлюсь с коллективом. У нас с 23 августа добор учащихся на предпрофессиональное образование — поступать можно с первого класса общеобразовательной школы, и на СПО — среднее профессиональное образование. Готовимся к переезду в новое роскошное здание, это произойдет уже в наступающем учебном году»,— ответила из Севастополя Мария Александрова на расспросы обозревателя “Ъ”.

Дел, очевидно, невпроворот, ведь севастопольский балетный театр уже начал формировать репертуар.

В конце июля этого года во Дворце культуры рыбаков несуществующая пока труппа представила мировую премьеру балета «Грозовой перевал» в постановке англичанина Джоны Пола Кука со сборной командой солистов из главных российских театров во главе с Сергеем Полуниным. Балет и впрямь получил мировую известность: Филип Гласс, музыку которого использовали в «Грозовом перевале», опубликовал сообщение, что не давал на то своего согласия, и западные СМИ живо отреагировали на обвинения севастопольцев в пиратстве. Впрочем, едва ли гнев великого композитора-минималиста подействует на российские инстанции. А месяцем раньше севастопольцам представили и балет для детей: «Белоснежку» Бодо Райнке в хореографии давнего выпускника Вагановки Эмиля Фаски. В этой сказке, помимо все того же Полунина, а также артистов танцансамбля «Черное море», участвовали и дети из академии. А ведь театру нужны и собственные профессиональные кадры. Марию Александрову призвали быть их поставщиком. До сей поры ее собственные начинания, как правило, были успешны. Чрезвычайно любопытно, как она справится с общественным заданием.

Вся лента