«Мы могли бы создать в Гатчине целый правительственный квартал»

Интервью

12 сентября в Ленинградской области пройдет Балтийский региональный инвестиционный форум BRIEF-2024. О том, с какими результатами Ленобласть встречает событие, о драйверах роста экономики и перспективных направлениях работы правительства 47-го региона корреспонденту Business Guide рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Фото: пресс-служба Александра Дрозденко

BUSINESS GUIDE: Темой пленарного заседания форума заявлен «Переход экономики от адаптации к росту». Вы считаете, что регион уже прошел период адаптации к новой экономической реальности?

АЛЕКСАНДР ДРОЗДЕНКО: Экономика Ленинградской области по итогам 2022 года получила, пусть небольшое, но падение. С середины прошлого года мы это падение компенсировали, и на протяжении 12 месяцев у нас идет уверенный рост. По итогам первого полугодия 2024 года индекс промышленного производства вырос к соответствующему уровню прошлого года почти на 11%, в том числе по обрабатывающей промышленности на 9,9%.

BG: Какие сферы поддержали экономику региона в сложный период?

А. Д.: В этот период у нас активно рос объем производства в машиностроении, неплохо работало сельское хозяйство и, как ни странно, нас поддержала логистика. Потому что, несмотря на все вводимые санкции, портовый оборот в этот период увеличивался. А уже затем рост стали обеспечивать специализированные предприятия, работающие на ВПК, и смежные отрасли. За ними стали подтягиваться все остальные отрасли.

В январе — июне 2024 года драйверами экономики Ленинградской области были производство химических веществ и продуктов, где прирост за год составил 8,2%; готовых металлических изделий (прирост на 78,7%); прочей неметаллической продукции (прирост на 10,3%), резиновых и пластмассовых изделий (прирост на 34,6%). Заметный прирост продемонстрировали производство лекарственных средств (плюс 135,3% к первому полугодию 2023 года), производство готовых металлических изделий (133,4%) и компьютеров (230,2%).

BG: Как обстоят дела в заметно пострадавшей от санкций лесной отрасли?

А. Д.: Да, здесь у нас был определенный провал, предприятия по деревопереработке и производству мебели были полностью ориентированы на Финляндию, Швецию. Но сегодня эта ситуация тоже стабилизировалась. Наши мебельные компании переориентируются на страны БРИКС, азиатские регионы, где продукция из дерева достаточно востребована. Выпуск мебели сегодня возвращается на лидирующие позиции. Например, производитель панелей из слоистого пластика «Слотекс», который также используется в мебельном производстве, наращивает объемы и расширяет мощности во Всеволожском районе. Этот и другие проекты (с учетом низкой базы периода простоя) дали прирост по выпуску мебели в 2023 году в 21 раз.

BG: Какие сферы не восстановились?

А. Д.: Автопром по понятным причинам пока не смог вернуться на прежние позиции. Все-таки у нас было 28 предприятий, так или иначе связанных с автомобильным производством. Понимаем, что нам нужно из этой ситуации выходить. Смотрим, как развивается в этом направлении Петербург. Ведем переговоры с китайскими партнерами, хотя с ними непросто. Китайские инвесторы очень долго принимают решения, и пока они больше заинтересованы в чистом экспорте, то есть чтобы мы закупали у них готовые машины или, скажем, привозили их технику на крупноузловую сборку. Условно говоря, из Китая пришел автомобиль, у нас к нему прикрутили колеса, вот тебе и сборочное производство. Мы пока на это не соглашаемся.

Но сейчас неплохо идут переговоры с африканскими странами и Ближним Востоком. Начинаем отрабатывать несколько направлений с Индией. К нашему удивлению, индийские компании из первой мировой десятки готовы инвестировать в серьезные производства. Поэтому, скорее всего, после BRIEF будем готовить бизнес-миссию в Индию. Мы уже отправляли небольшую миссию в прошлом году, и она оказалась очень удачной. Из пяти-шести предприятий в составе делегации четыре вышли на контракты.

BG: Еще один важный вопрос форума — транспортные коридоры. Какие «узкие места» вы видите в существующей транспортной системе региона?

А. Д.: Здесь ключевой вопрос — пропускная способность РЖД. Для роста грузовой базы нам необходимо развитие дальних железнодорожных подходов к региону с учетом развития Мурманского грузового района и Ленобласти. На текущий момент пропускная способность железной дороги в сторону Усть-Луги уже исчерпана. А ведь мы оцениваем объем будущего грузового потока в данном направлении до 2030 года в дополнительные 150 млн тонн. Дефицит пропускной способности станции «Лужская» составляет 100 млн тонн. С учетом этого здесь нам необходимы вторая железнодорожная линия и Юго-Западный обход, так как провозная способность линии Мга — Гатчина — Веймарн близка к исчерпанию.

Есть вопросы по обеспечению железнодорожной инфраструктурой проекта расширения порта Приморск. Если на первом этапе его развития можно обойтись без Северо-Восточного обхода, то в дальнейшем его строительство будет все равно необходимо.

BG: Как вписываются в перспективные транспортные коридоры планы по ВСМ?

А. Д.: Мы рассчитываем, что с запуском ВСМ пассажирское движение, по крайней мере на линии Петербург — Москва, уйдет на нее, в том числе и скоростных быстрых поездов. И прежняя ветка станет исключительно грузовой. Это позволит нам довозить грузы до Петербурга или хотя бы до Гатчины и Тосно. А вот дальше нам, конечно, потребуется реконструкция подъездных путей. И понятно, что без этого нам не расширить существующие логистические коридоры.

Кроме логистики, мы, конечно, хотим развивать агломерацию, для чего разрабатывается проект КАД-2. Помимо активного жилищного строительства, нужно учитывать, что промышленный пояс в агломерации начинает задыхаться без возможности вывозить грузы в центральную, а затем азиатскую часть России.

Нельзя не отметить значимость перспективных инфраструктурных проектов в развитии туризма Ленобласти. Регион входит в пятерку территорий РФ с самой высокой динамикой роста туристической отрасли. Например, Гатчина и Выборг уже ощутили серьезный приток гостей, этому способствовали запуск «Ласточки» в Выборг и новой трассы до Гатчины. Теперь до единственной в стране средневековой западноевропейской крепости можно добраться на «Ласточке» за час. И сегодня мы видим, что реконструкция трассы «Кола», продолжение реконструкции Приозерского шоссе на Сортавалу и другие дорожные стройки региона дают толчок развитию наших более дальних локаций.

BG: Переедет ли правительство региона в Гатчину к 100-летию Ленобласти в 2027 году?

А. Д.: Такие планы есть, но честно скажу: по переезду нас сегодня сдерживают решения Росимущества и Минобороны. Мы давно просим передать нам Военно-морской архив в Гатчине, находящийся сегодня, мягко говоря, в непригодном состоянии, и другие объекты Минобороны, например Красные казармы. Это самый центр Гатчины, на территории бывших казарм сейчас стоят руинированные склады и гаражи, которые можно было бы демонтировать и построить внутри новые объекты. Знаете, я недавно посетил такое место в Петербурге на Гороховой, 49 (общественное пространство Seno.— BG), там очень интересно. Внутри старинных краснокирпичных зданий, сохранив их исторический вид, сделали прекрасное современное пространство. Мы могли бы точно так же, не повышая высотности, просто сделать целый правительственный квартал внутри Гатчины, с пешеходными зонами, и сохранили бы эти исторические здания. К Красным казармам еще примыкает территория бывшего автобусного парка, его мы тоже готовы забрать. Собственник готов нам его передать. Мы бы сделали все красиво, в Ленобласти это умеют, но, к сожалению, нас сдерживает отсутствие решений уважаемых федеральных ведомств — Росимущества и Минобороны.

BG: Почему в предстоящую дискуссию форума в этом году включен демографический вопрос?

А. Д.: С точки зрения текущей демографической ситуации в регионе все довольно неплохо. На 1 января 2024 года численность постоянного населения Ленобласти составила более 2,035 млн человек. Увеличение количества жителей произошло за счет миграционного прироста, который полностью компенсировал естественную убыль на 111%.

Демография на форуме будет рассматриваться в разрезе потребности региона в кадрах. Сегодня это уже проблема федерального масштаба. Сейчас в Ленобласти насчитывается 65 тыс. вакансий, но так как сегодня в трудоспособный возраст вошло малочисленное поколение 1990-х годов, спрос на сотрудников многократно превышает ресурсы. Участникам форума предстоит проанализировать эту ситуацию и попытаться найти ответы на самые насущные вопросы: как привлечь и удержать кадры, чтобы поддержать бурное развитие экономики. Сопутствующей темой станет повышение производительности труда в условиях ограниченных людских ресурсов, а также автоматизация производств. Нам бы хотелось, чтобы бизнес повышал эффективность за счет перестройки внутренних процессов, а там, где это экономически целесообразно, внедрял робототехнику.

BG: Ваши дальнейшие политические планы?

А. Д.: Мои политические планы зависят от мнения жителей Ленинградской области и решений президента. Наверное, пока отвечу так. Вы видите, наша команда не снижает активности по темпам работы. Планы, которые мы строим сегодня, в том числе бюджетные, рассчитаны на 2030 год. Мы работаем на перспективу, и она нас не пугает. Мы знаем, что нужно делать.

Александра Тен

Вся лента