Инвестиции на автомате
Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны
Всеобщая цифровизация и системы искусственного интеллекта с каждым днем получают все большее распространение на фондовом рынке. Как устроены роботы-советники, какие у них достоинства и недостатки, на кого они реально работают и всегда ли частным инвесторам стоит прислушиваться к их рекомендациям,— в материале «Денег».
Законы робототехники
«Робоэдвайзеры (от англ. robo-advisor — роботы-советники) — это сервисы или программы, которые позволяют частному инвестору автоматизированно собрать инвестиционный портфель исходя из его целей, финансовых возможностей и риск-профиля»,— поясняет директор по развитию продаж продуктов благосостояния ПСБ Максим Быковец. Наиболее важные их преимущества, с его точки зрения,— легкое подключение, низкий порог входа, практически моментальное формирование портфеля в режиме онлайн после присвоения инвестиционного профиля и получение дивидендов и купонов по финансовым инструментам внутри портфеля.
«Основная задача робоэдвайзера — помощь в формировании и сопровождении клиентского портфеля с минимальным вмешательством человека»,— отмечает и. о. руководителя департамента автоследования «БКС Мир инвестиций» Всеволод Зубов. Цель же, ради которой используют данное решение, на его взгляд, чаще всего связана с экономией времени и исключением грубых ошибок при инвестировании, чтобы сделать процесс инвестирования максимально комфортным.
Схема работы робота-советника проста, полагает эксперт брокера «ВТБ Мои Инвестиции» Дмитрий Бобровский. Все рекомендации робот дает с учетом инвестиционных предпочтений клиента. Определить их помогает инвестиционное профилирование, чтобы пройти его, нужно ответить на вопросы анкеты, например, о склонности к риску. Далее робот подбирает активы для портфеля с максимальной доходностью при допустимом для инвестора риске. Рекомендуемые роботом-советником ценные бумаги доступны всем инвесторам и не требуют прохождения дополнительного тестирования.
«Взаимодействие инвестора с робоэдвайзером всегда начинается с определения целей по доходности, допустимому уровню риска и других важных параметров»,— рассказывает начальник управления по развитию розничных клиентов Московской биржи Валерий Скотников. Уточнив размер будущего портфеля, сервис предложит на выбор один или несколько наборов активов. После подписания договора и пополнения депозита сервис формирует поручения на покупку активов, инвестору остается только подтвердить заключение сделок. Когда возникает необходимость что-то продать или докупить, сервис формирует новые рекомендации. Сделки не заключаются автоматически, инвестору нужно подтверждать их или отказываться. «Для клиента никакого другого функционала, кроме подтверждения рекомендаций, нет, в этом и основное преимущество сервиса,— добавляет Максим Быковец.— Нет нужды тратить время и внимание на детали “под капотом”. В тот момент, когда в портфеле необходимо делать ребалансировку, робот обязательно сообщит клиенту об этом».
Вместе с тем у экспертов, не аффилированных с инвестиционными компаниями, ряд аспектов работы роботов-советников вызывает определенный скепсис. «Предполагается, что робоэдвайзинг удешевляет процесс управления активами и повышает его эффективность»,— размышляет глава общественной организации «Финпотребсоюз», бывший руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков.
На его взгляд, с точки зрения удешевления это действительно так: комиссия робоэдвайзинга — 0,2–1% от объема портфеля, тогда как в доверительном управлении — 1–2%.
Но эксперт не считает, что данный сервис столь эффективен, как его обычно описывают предлагающие эту услугу брокеры. Скорее можно говорить, что это маркетинговый инструмент, считает эксперт. Инвесткомпании, на его взгляд, «зашивают» в сервис те услуги и те активы, которые продвигают, то есть, по его мнению, вполне возможен конфликт интересов. «За руку, правда, на таком манипулировании клиентами никто пока никого не ловил. Но это распространенная точка зрения. Многие отказываются от использования автоматических советников именно из подобных опасений»,— добавляет Игорь Костиков.
«Нужно хорошо понимать, что робоэдвайзер — это способ для финансовых институтов уменьшить стоимость обслуживания частного клиента, сэкономить на издержках, реализовать желание все автоматизировать и оцифровать, способ продвинуть свои финансовые продукты»,— говорит руководитель проекта НИФИ Минфина «Моифинансы.рф» Михаил Сергейчик. Из широкого круга имеющихся финансовых инструментов робоэдвайзеры часто предлагают очень узкий круг продуктов, принадлежащих его владельцу, поясняет он, поэтому инвестору всегда стоит иметь в виду, что цель робоэдвайзера — не обеспечить частному клиенту идеальное или качественное обслуживание, а повысить спрос на продукты конкретного банка, инвесткомпании или управляющего.
По мнению Игоря Костикова, в принципе довольно сложно представить, как возможно организовать надзор за роботами, чтобы обеспечить нейтральность их рекомендаций относительно бизнес-интересов инвесткомпании. «В США такой надзор есть, но там это довольно давняя история, индустрия сложилась и регулятор успел выработать соответствующие механизмы. В России ЦБ тоже хочет следить за данным сегментом, но вот насколько успешны эти усилия, судить трудно; судя по тем настроениям, которые присутствуют у инвесторов — пока они не склонны считать, что регулирование идеальное и все прозрачно»,— говорит он.
Правила отбора
На данный момент на рынке представлено множество вариантов робоэдвайзеров. Только в линейке «ВТБ Мои Инвестиции» есть шесть стратегий для робота-советника: ультраконсервативная, консервативная, сбалансированная, агрессивная, ультраагрессивная, а также стратегия «Искусственный интеллект» на основе обработки статистических данных.
Вместе с тем, признают участники рынка, принципиальных отличий между продуктами разных инвесткомпаний немного, у всех робоэдвайзеров — типовой набор рекомендаций на выходе. «Большинство компаний движутся примерно в одном коридоре развития продукта. Локально у кого-то может быть преимущество по набору инструментов, однако общая картина одинаковая»,— говорит Всеволод Зубов.
Главное отличие разных продуктов — в степени вмешательства робота в процесс принятия решений о сделках: в отдельных случаях он может принимать их самостоятельно.
Основные отличия между робоэдвайзерами: пороги входа, наличие или отсутствие комиссий за управление, возможность использования искусственного интеллекта в алгоритмах работы, кроме того, некоторые сервисы предлагают определить цели инвестирования на старте использования робота, перечисляет Максим Быковец. При выборе робоэдвайзера он советует в первую очередь обратить внимание на пороги входа: «Если человек хочет для начала просто попробовать, ему надо выбирать игроков с самым минимальным порогом входа». Впрочем, пороги входа сейчас довольно демократичные. Например, в «ПСБ Благосостояние», по словам Максима Быковца, это 5 тыс. руб., робота-советника от «ВТБ Мои Инвестиции», по данным Дмитрия Бобровского, можно подключить при объеме активов от 50 тыс. руб. Для сравнения: средний размер брокерского счета российских частных инвесторов на конец прошлого года, по данным Банка России,— 241 тыс. руб., а без учета пустых и небольших (до 10 тыс. руб.) счетов — 1,8 млн руб.
При этом Дмитрий Бобровский считает, что главный критерий при выборе сервиса автоматических советов — качество управления портфелем (доходность предлагаемых стратегий), удобство приложения и стоимость услуги. «Один из важнейших моментов — частота присылаемых рекомендаций, это во многом и определяет качество услуги»,— говорит он. «У инвестиционного консультанта можно запросить статистику прошлых периодов, но это не гарантирует такого же результата в будущем»,— отмечает Максим Быковец.
«Одним из ключевых аспектов является бренд организации, предоставляющей робоэдвайзера. Это должна быть надежная компания с хорошей репутацией и историей на фондовом рынке, профессиональной командой»,— уверен Всеволод Зубов. Также, по его мнению, важно смотреть на предлагаемые к покупке инструменты и разобраться во всех комиссиях — как за услугу робоэдвайзинга, так и за сделки с финансовыми инструментами, которые предлагаются к покупке. «Я бы также задал самый простой вопрос представителям компании: “Чем ваш сервис отличается от десятка других?” Если в ответ будут банальные общие фразы, то, возможно, стоит рассмотреть другие варианты»,— советует эксперт.
Что касается цены, здесь также большое разнообразие вариантов — есть и бесплатные, и платные. Сервис подключается на брокерском счете и, как правило, расходы совпадают с классическим тарифным планом, на котором подключен робоэдвайзер. У ряда участников рынка есть отдельный тарифный план, у кого-то есть еще и комиссия за управление, рассказывает Максим Быковец. «Стоимость робоэдвайзера, как и любого другого продукта, формируется исходя из финансовой модели бизнеса,— рассказывает Всеволод Зубов.— Важным фактором при этом является глубина поведенческого анализа инвестора и возможность учета его индивидуальных особенностей, таких как личные предпочтения по секторам, типам активов и странам, пожелания по уровню дохода и риска».
Кому это выгодно
Говоря о том, каким категориям частных инвесторов исходя из их инвестиционного профиля могут быть больше всего интересны робоэдвайзеры, а каким стоит предпочесть самостоятельную торговлю без советов, услуги финсоветника или доверительное управление, Максим Быковец выделяет новичков и опытных инвесторов. Новичкам сервис позволяет сделать первые шаги в мир инвестиций максимально простыми и комфортными, в том числе за счет низких порогов входа. Опытные же инвесторы, как правило, уже имеют свою стратегию и хорошо ориентируются в сложных финансовых инструментах. Однако им полезно иметь в портфеле подобный сервис для сравнения стратегий инвестирования между собой. «Это еще и возможность проанализировать действия робота, подкорректировать свою торговлю, а иногда — просто из спортивного интереса посмотреть, чей результат по итогам года будет выше»,— добавляет Максим Быковец.
Игорь Костиков также выделяет именно эти две категории. Если человек более или менее профессионально разбирается в рынке, он может настоять на своей позиции, в противном случае действия на основе советов могут оказаться неэффективными, правда, это относится не только к роботам, но и к обычным классическим рекомендациям брокеров, замечает он. Людям же, которые только начинают работать на рынке, робоэдвайзеры, с его точки зрения, подойдут, поскольку принимать решения самостоятельно им объективно очень сложно.
«Прежде всего у инвестора должен быть хотя бы минимальный аппетит к риску, сформированная финансовая подушка безопасности вне рынка и элементарное понимание того, как работают финансовые рынки, это — необходимый минимум для любых инвестиций»,— считает Валерий Скотников. В остальном, по его словам, робоэдвайзеры — максимально доступные сервисы с низким входным порогом и наборами активов под самые разные задачи, они не требуют серьезной квалификации и глубоких познаний, процесс управления максимально прост и подстраивается под клиента. «Важно, что сервис не требует от инвестора постоянного анализа рынка и сам дисциплинированно корректирует портфель — не все инвесторы могут похвастаться дисциплиной»,— отмечает эксперт.
«Робоэдвайзинг позиционируется как сервис для новичков. При этом я бы не устанавливал критерии по размеру активов, аппетиту к риску и др., а определял целевую аудиторию по типам задач, которые ставит перед с собой инвестор»,— говорит Всеволод Зубов. Есть те, поясняет он, кому важно самому искать идеи и торговать, для них инвестиции — хобби и сам процесс иногда может быть важнее результата. Если же задача — начать или упростить процесс инвестирования, то робоэдвайзинг вполне может подойти. «Более того, есть категория клиентов с опытом, кому важно диверсифицировать портфель по методам управления. Здесь этот сервис также может помочь»,— отмечает эксперт. «Некоторым людям психологически некомфортно следовать инструкциям без полного понимания процесса и возможности задать вопрос живому человеку — к их услугам инвестиционные консультанты и персональные брокеры»,— добавляет Валерий Скотников.
«Мы не рекомендуем частным инвесторам, вне зависимости от суммы вложения и социально-экономического портрета, пользоваться робоэдвайзерами как основой для принятия финансовых решений»,— говорит Михаил Сергейчик. На его взгляд, это хороший инструмент, помогающий финансовому советнику выбрать ценные бумаги для вложений либо какие-то предложения коллективных инвестиций, но он хорош именно в дополнение к оценке компетентного финансового советника, который позволяет отсечь то, что не соответствует интересам клиента. Он убежден, что робоэдвайзер — это инструмент, который должен быть в опытных руках, если же слепо следовать рекомендациям даже хорошего робота-советника, то результат может быть крайне негативным, поскольку робот — это набор алгоритмов, которые действуют в соответствии с определенными теоретическими представлениями, но они не позволяют понять всю картину, для этого нужен живой человек, искусственный интеллект пока не достиг такого уровня.
«Финансовый советник должен быть у каждого инвестора, независимо от того, подключен у него робоэдвайзер или нет»,— считает Максим Быковец. По его мнению, опытный советник анализирует портфель клиента комплексно: ликвидные активы, инвестиционные инструменты на фондовом рынке, недвижимость, бизнес, защитные активы и многое другое. «Доверительное управление также может быть в портфеле клиента наряду с роботом-советником»,— добавляет он.
Сам вопрос, в каких случаях инвестору стоит следовать рекомендациям своего робоэдвайзера, в каких — нет, является дискуссионным. Так, Максим Быковец считает, что если владелец брокерского счета подключил данный сервис, чтобы оценить эффективность работы робота, необходимо следовать всем рекомендациям и подтверждать сделки в максимально короткие сроки.
С точки зрения Всеволода Зубова, в идеальной картине мира у каждого инвестора должна быть своя стратегия, причем глобальная — должно быть понимание по срокам, валюте инвестирования, готовности принятия риска на определенную часть капитала и т. д. Поэтому он считает: если рекомендация робоэдвайзера не нравится или идет вразрез с выбранной стратегией, не стоит ей следовать. «Краткосрочно могут быть потери от неправильного решения, но на длинной дистанции все нивелируется»,— полагает эксперт.
Игорь Костиков, в свою очередь, связывает перспективы развития индустрии роботов-советников с появлением систем искусственного интеллекта, которые могут серьезно увеличить качество сервисов робоэдвайзинга даже на таком не особо богатом финансовыми инструментами рынке, как российский. «Хотя, конечно, малая емкость российского рынка приводит к появлению на нем неэффективностей, которые существенно снижают качество работы математических моделей. Неэффективности эти во многом связаны с качеством корпоративного управления и полнотой раскрытия информации об эмитентах — именно эти аспекты обеспечивают прозрачность рынков капитала, а искусственный интеллект во многих случаях ввести в заблуждение даже проще, чем человека»,— полагает он.