«Дальний Восток оформляется в отдельное значимое туристическое направление»
В связи с переориентацией отечественного бизнеса на страны Азии и Персидского залива Дальний Восток приобретает все большую значимость для российских компаний. О том, какие направления финансирования в корпоративном бизнесе на Дальнем Востоке являются приоритетными, рассказал первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.
— Какие вы можете назвать драйверы развития корпоративного бизнеса на Дальнем Востоке, помимо традиционных для региона отраслей (рыба, суда, порты)?
— Действительно, основной крупнейший бизнес Дальнего Востока сконцентрирован в традиционных для региона отраслях, и на сегодняшний день ключевым инвестором в регионе является государство. С появлением инфраструктуры мы наблюдаем ситуацию, когда на Дальний Восток начинают «подтягиваться» средний бизнес и иностранные компании, которые понимают, что стратегическое расположение региона дает уникальную возможность по организации экспортно ориентированного производства, и направляют инвестиции в инфраструктуру и различные отрасли.
Развитие Дальнего Востока открывает новые возможности для предпринимателей Китая. Еще до недавнего времени экономическое партнерство России и Китая главным образом базировалось на российском экспорте ресурсной продукции и импорте в Россию бизнес-оборудования и решений. Однако начиная с 2022 года китайская продукция, китайские собственные бренды плотно вошли в повседневную жизнь россиян, и мы видим значительные успехи китайских компаний в России в таких отраслях, как коммерческий и легковой транспорт, потребительская электроника, телекоммуникационное оборудование, АПК и строительство.
Дальний Восток оформляется в отдельное значимое туристическое направление: в первом полугодии 2024 года регион посетило на 21% больше туристов, чем годом ранее. Туристический поток является драйвером для создания туристической инфраструктуры, в частности, запланированы к реализации проекты объемом более 80 млрд руб. На территории ДВФО при поддержке Сбера реализуется семь проектов с общим лимитом финансирования порядка 36 млрд руб. по программе льготного кредитования инвестиционных проектов по развитию внутреннего и въездного туризма.
Реализуется масштабный разворот экономики на восток, он затрагивает и электроэнергетику: формируется 3-я ценовая зона, сетевая инфраструктура, строится и модернизируется оборудование. До 2029 года запланирован ввод 3 ГВт мощностей, дополнительно, по нашим оценкам, потребуется еще порядка 2 ГВт, объем инвестиций на строительство и модернизацию генерирующих мощностей составит примерно 1 трлн руб. Для обеспечения сетевой инфраструктуры потребуется еще 250 млрд руб.
Сейчас на Дальнем Востоке работает более 200 IT-компаний, с доходностью более 1 млрд руб. в год. Сбер играет важную роль в развитии региона в области высоких технологий. Созданный в коллаборации с Дальневосточным федеральным университетом центр компетенций по искусственному интеллекту по итогам 2023 года показал значимые результаты работы. Например, локальное решение — система распознавания амурских тигров. Кроме этого, адаптация на Вьетнам разрабатываемого Дальневосточным центром искусственного интеллекта и Сбером решения на основе ИИ для мониторинга движения и возникновения тропических циклонов. Решение, которое было представлено на прошлогоднем ВЭФ-2023, позволяет на основе спутниковых снимков выявлять зародившиеся циклоны, определять их характеристики и отслеживать их перемещение.
— Какая доля корпоративного бизнеса Сбера сосредоточена на Дальнем Востоке, как она меняется в последнее время, какой сегмент преобладает по объему бизнеса?
— Услугами Дальневосточного банка Сбера активно пользуется 135 тыс. корпоративных клиентов. За год клиентская база выросла более чем на 2%. Этот регион характеризуется одним из самых высоких продуктовых проникновений и динамичным ростом доходов. Все сегменты бизнеса активно развиваются, около половины доходов приходится на крупнейший, крупный и средний бизнес.
— Есть ли у корпоративных клиентов на Дальнем Востоке какие-то специфические запросы на банковские продукты?
— Ввиду специфики географического расположения региона и близости к странам АТР бизнес волнуют вопросы, связанные с разрывом логистических, платежных цепочек и торговых связей. Актуальный запрос для клиентов — проведение платежей за товары и получение экспортной выручки. Также клиентам требуется помощь в комплексном сопровождении сделок: начиная от поиска надежных китайских партнеров и заканчивая поставкой товара в РФ.
— Дальний Восток известен своим рыбным промыслом — какие задачи в этом сегменте помогает решать Сбербанк своим клиентам?
— Нашим базовым продуктом для компаний отрасли является инвестиционное кредитование. Сбер более 20 лет кредитует рыбаков «длинными» деньгами, позволяя финансировать любые проекты, начиная от сделок M&A и приобретения подержанного флота до участия в крабовых аукционах. За эти годы мы накопили значительный объем экспертизы и готовы помочь структурировать практически любую сделку даже в условиях дефицита собственного капитала у компании. Безусловно, весь спектр базовых расчетных и гарантийных инструментов также есть в нашем арсенале. С учетом вызовов, с которыми столкнулась отрасль в последнее время, мы также развиваем направление консалтинга и инжиниринга по направлению строительства рыбопромыслового флота, а также готовы помогать компаниям с поиском поставщиков судового оборудования, недоступного в России.
В 2023 году Сбер провел активную работу с клиентами рыбной отрасли и помог им принять участие во второй волне крабовых аукционов. Банк разработал индивидуальные подходы к заемщикам, занимающимся выловом краба. К примеру, были увеличены сроки кредитования, сделан более гибким подход к такому показателю, как максимальный размер долговой нагрузки.
Клиентам рыбной и крабовой отраслей Сбер предлагает продукты для цифровой трансформации бизнеса.
Совместно с клиентами, занимающимися выловом водно-биологических ресурсов в Дальневосточном бассейне, ведем работу по прогнозированию объемов вылова и оптимизации маршрутов судов.
Собираем данные для обучения модели.
— Что требует от банка больше затрат, как материальных, так и интеллектуальных,— рыболовецкая отрасль, судостроительная или портовая?
— Сбер активно участвует в финансировании развития ключевой ж/д и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. По нашим прогнозам, мощность ж/д инфраструктуры к портам на Дальнем Востоке в 2030 году будет увеличена на 66 млн тонн.
Санкции 2022–2023 годов были сфокусированы на сокращении экспорта природных ресурсов из России. Морские перевозки грузов исторически осуществлялись зарубежными судоходными компаниями на судах иностранного производства. Это продемонстрировало важность наличия собственного флота для обслуживания внешней торговли. Для морских перевозок основных категорий грузов в период до 2030 года России необходим флот общим дедвейтом 73 млн тонн, из которых около 41 млн тонн дедвейта мы оцениваем как незакрытую потребность. В эту цифру включены и танкеры, и балкеры для сухих грузов, и контейнеровозы. Таким образом, потенциал для развития судостроения значительный, однако этот потенциал сложно реализовать по объективным причинам:
1. Недостаток верфей для массового строительства современных торговых судов, в частности крупнотоннажных судов.
2. Низкая производительность труда и моральная изношенность верфей.
3. Низкий уровень локализации производства судов. Например, доля отечественной продукции в главных и вспомогательных судовых двигателях и других системах составляет не более 20%.
Без реализации приоритетного проекта технологического суверенитета «Судостроение», а именно строительства новых и технической модернизации старых верфей, потенциал развития отрасли будет значительно сдержан.
— Как государство помогает в развитии рыбной отрасли на Дальнем Востоке?
— До недавнего времени компании демонстрировали хорошие результаты на фоне высокого спроса на продукцию отрасли на внешних рынках и обладали высоким запасом прочности. Серьезным импульсом для развития на долгосрочную перспективу стала программа обновления флота через инвестиционные квоты. Но, к сожалению, в этом направлении есть ряд вопросов с завершением строительства и соответствующие незапланированные расходы компаний-инвесторов.
Дополнительное давление сейчас оказывает геополитическая ситуация, которая уже привела к существенному снижению стоимости на основной объект промысла в Дальневосточном бассейне — минтай. В сложившихся условиях целесообразно подумать о снижении экспортных пошлин, а также о внедрении механизма льготного кредитования строительства флота и дополнительного субсидирования верфей, столкнувшихся с трудностями. Искать все пути помощи данному сектору.
Государство уже предоставляет финансирование в виде субсидий на закупку оборудования, модернизацию флота и развитие инфраструктуры для переработки рыбы. Дает доступ к льготным кредитам и грантам для рыбоперерабатывающих предприятий и рыбаков. Обеспечивает квотирование на вылов рыбы и морепродуктов. Контролирует соблюдение правил рыболовства и борется с браконьерством, что позволяет поддерживать устойчивое рыболовство в данном регионе.
Государство активно участвует в развитии рыбной отрасли. В настоящий момент нельзя отделять верфи от рыбной отрасли. Благодаря инвестиционным обязательствам по строительству судов удалось загрузить контрактами верфи по всей стране, создать рабочие места и повысить компетенции и квалификацию кадров. На Дальнем Востоке у нас три верфи ведут активную работу: Восточная верфь (Владивосток), Находкинский судоремонтный завод, Хабаровский судостроительный завод.
— Есть ли потребность у дальневосточных корпоративных клиентов в инструментах в валютах Китая и Южной Кореи, и если есть, то какая?
— Потребность есть как в наличных, так и в безналичных операциях, в основном в юанях. Что касается расчетов с Южной Кореей, то интерес бизнеса к корейской воне и инструментах в ней низкий.