«Действительно, записывайте, именно к вам апеллируют директора школ»
Что обсуждали на городском педагогическом совете в Петербурге
Городской педагогический совет прошел в Санкт-Петербурге. На ежегодном мероприятии подводят итоги прошедшего учебного года и обсуждают тенденции будущего в сфере образования. Обсуждение крутилось вокруг объявленного Года семьи и развития технологий. Губернатор Александр Беглов прошелся по проблемам, с которыми педагогам пришлось справляться: пандемия коронавируса, санкции, работа с детьми из Мариуполя, Белгородской и Курской областей. «Справимся?», «Поддержите?», «Здорово же, да?» — спрашивал присутствующих господин Беглов после слов о сложностях, а также проектах Смольного. Директора школ аккуратно предлагали градоначальнику поддержать их, он замечал, что первоначально городу нужно заработать денег.
Городской педагогический совет в Большом концертном зале (БКЗ) «Октябрьский». Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов во время выступления
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Городской педагогический совет в Большом концертном зале (БКЗ) «Октябрьский». Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов во время выступления
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Участвовать в педсовете пригласили около 3 тыс. чиновников, ректоров вузов, руководителей предприятий, директоров и педагогов колледжей, школ и детских садов. Он прошел в Большом концертном зале «Октябрьский» во вторник, 27 августа.
Мероприятие началось с гимна России в исполнении хора учеников одной из петербургских гимназий. Его спели полностью, вопреки обычаю в последние годы петь лишь первый куплет. Дети ушли со сцены под аплодисменты, вместо них поднялась ведущая педсовета — журналистка Ника Стрижак, напомнившая про объявленный Владимиром Путиным Год семьи. Следом на экране заиграл ролик, где президент рассказывает про свою семью, после — министр просвещения Сергей Кравцов с экрана поздравил всех с началом учебного года и вновь напомнил про Год семьи. «Поэтому тематика мероприятий зачастую связана с семейными ценностями»,— пояснил он, дав понять, на чем сегодня акцентируют внимание на педсовете.
Госпожа Стрижак пригласила на сцену экспертов грядущей дискуссии: директоров петербургских предприятий, худрука театра, основателя сети детсадов и мать погибшего на СВО солдата, награжденного званием Героя России. Все они, помимо прочего,— родители детей, посещающих петербургские школы.
«Представлюсь — Александр Дмитриевич Беглов, многодетный дедушка»,— вышел на сцену губернатор. Он озвучил итоги работы в сфере за год и обозначил планы.
В этом году к 1 сентября в эксплуатацию вводится 25 новых школ. Еще 12 будут сданы до конца года. Итого 37 школ за год. По словам господина Беглова, этим полностью решен дефицит школ, а теперь перед городом стоит новый «мегапроект».
Смольный принял решение на месте старых советских школ массовой постройки 1950–1960-х годов строить новые. «Понимаю, что там есть свой дух. Но они уже устарели»,— пояснил он, задав в зал вопрос: «Нужен этот проект нам?» В ответ часть зала похлопала. Всего за пять лет в Петербурге, продолжил господин Беглов, построили 106 школ и 220 детских садов.
Александр Беглов начал говорить о вызовах, которые встали перед педагогами в последние годы. Он рассказал о пандемии в 2020 году, когда учителя были вынуждены перейти на дистанционное обучение. «Во время блокады учителя и педагоги не оставляли детей. Так и во время пандемии все делились с детьми чем могли»,— сказал он. Продолжил речь господин Беглов о следующем вызове педагогам за последние пять лет: «Мы с вами пережили пандемию, но Россия была вынуждена начать спецоперацию, чтобы спасать русских на Донбассе. Мы спасали Мариуполь». Он поблагодарил учителей, которые принимали детей из этого города в школах.
Потом в Петербург приехали дети из Белгородской и Курской областей, «из которых очень многие хотят остаться учиться в наших школах». Это, признает Александр Беглов, будет дополнительной нагрузкой на учителей, однако, как считает он, почетной. «Справимся?» — вновь спросил губернатор. Он также напомнил про необходимость профориентации детей. Градоначальник признал, что это тоже дополнительная нагрузка на учителей. «Но мы с вами крепкие и сильные, с этой задачей тоже справимся»,— заключил господин Беглов.
При этом главной задачей перед учителями, по его словам, стоит возвращение патриотического воспитания в школы и детские сады. Градоначальник порадовался, что в школы «вернулось самое главное» — гимн и флаг (с учебного года 2023/2024 по понедельникам в каждой школе поднимают флаг и поют гимн России.— «Ъ-СПб»).
А на развитие петербургского образования нужны деньги. Их нужно уметь зарабатывать, пояснил господин Беглов. Позже губернатор посвятил часть своей речи крупным проектам, на которых бюджет должен вырасти.
О них он подробно рассказывал во время отчета о пятилетке работы Смольного перед депутатами Законодательного собрания. «Нам нужно к 2030 году заработать 2 трлн рублей. Заработаем?»— прозвучал вопрос, за которым последовал смех, но с аплодисментами. Затем Александр Беглов поделился мечтой («Я тоже как губернатор мечтаю, имею право!»), «чтобы наши петербургские дети жили лучше нас».
Выступление губернатора перешло в дискуссию с директорами школ и экспертами-родителями. Ее поделили на три блока: развитие школьной инфраструктуры, вход в профессию и раннее развитие. Параллельно с дискуссией по QR-кодам учителя переходили на опрос по каждой из тем, затем на экран выводились результаты.
В ходе первого блока «старые» школы делились, что они ничем не хуже современных, несмотря на отсутствие бассейнов и больших спортзалов. «Если бы у меня была такая школа с лабораторией, из меня бы точно был химик»,— говорили участники про новые школы. «В нашей школе себя академиком почти чувствуешь. Но мы за традиции и инновации вместе»,— отвечали работники старой, «консервативной» школы. «Для нас, музыкантов, традиция и современность — это одна концепция,— начал худрук Санкт-Петербургского музыкального театра имени Шаляпина Фабио Мастранжело.— Мы играем Баха на современном инструменте. Сейчас все стало лучше. Бах шикарный человек, хоть и не русский… Но мог бы быть почетным русским. Если бы он услышал, как сейчас играют его музыку, он бы сказал "спасибо"». Еще один участник дискуссии, родитель и директор петербургского филиала «Мегафон» Максим Токаренко, был более прагматичен и заметил, что обычно школу выбирают по месту жительства. По итогу блока 63% участников педсовета поделились, что хотели бы работать в новой школе, 19% — в старой, 18% — в своей старой, но в новом здании.
Имеет ли скорость входа в профессию значение, начали обсуждать участники педсовета. Государство ждет квалифицированные кадры и патриотов, а семья ждет, что на рынке труда будет уверенность. Нужно искать точки соприкосновения, говорилось в ролике на эту тему. Участники дискуссии обсудили, как рано они начали работать и как колледжи должны сотрудничать со школами. Они отметили, что школьники стали чаще мотивироваться не деньгами, а опытом работы. Проблема, с которой нужно бороться,— многие люди работают не по образованию, решили педагоги. «Мы готовим ученых или практиков?» — спросили у господина Беглова. «В первую очередь мы готовим патриотов России. Нужно дать возможность ребенку выбрать будущую профессию. Начинать нужно с пятого класса, а можно с начальной школы, можно с детского сада. Нужно интегрировать наши школы в колледжи»,— поделился мнением губернатор. 60% учителей решило, что нужно знакомить детей с профессией с раннего детства из-за мотивации к учебе, 24% — из-за опыта зарабатывания денег, 16% посчитали, что дети и так перегружены учебой.
Еще до окончания второго блока, ровно спустя два часа после начала мероприятия, учителя частично начали уходить из зала. «Мы за временем смотрим?» — спросил губернатор. «Мы бегом!» — ответила госпожа Стрижак, перейдя к заключительному блоку.
Когда не поздно начинать вовлекать детей в профориентацию — следующий вопрос. Ведущая напомнила разговор родителей с психолингвистом Татьяной Черниговской: «Мы своего ребенка учим читать с двух лет!» — «Ну и дураки!»
«Есть популярная книга "После трех уже поздно". Хорошо бы сейчас создать такую книгу "После семи уже не надо" (зал залился аплодисментами). К этому времени уже заложились истины: как уметь договариваться и разговаривать, как захотеть творить. Дошкольное детство должно быть в приоритете»,— говорит директор одной из школ. «У ребенка должно быть детство. Он должен играть в кубики и пирамидки, чтобы потом не делать это в 20 лет. Лаборатории — это хорошо, но не надо делать из этого науку. Самое время, чтобы учиться думать — это пятый-седьмой класс. То, что вы покажете в лаборатории сейчас, через десять лет это будет неактуально»,— парировал учитель математики из физматлицея. 46% педагогов решили, что начинать вовлекать детей в профессии нужно с детского сада, 37% — с начальной школы, а 17% попросили не лишать детей детства, предлагая заниматься исследованиями.
Параллельно участники дискуссии обращались к господину Беглову со своими запросами. «Нам нужно еще одно здание. Я предполагаю, что в наших центральных районах есть место, где можно все снести и построить прекрасную новую школу»,— говорили они. «Руководство КГИОП нас не слушает щас?» — иронизировала ведущая. «Есть желание для всех коррекционных и специальных школ увеличить количество зданий, это высочайшая потребность», — продолжали директора. «Александр Дмитриевич, давайте откроем кружки в каждом районе?» — предложили на педсовете. Александр Дмитриевич же заметил, что они уже открываются. «Давайте не один на район», — продолжили участники дискуссии. «Давайте начнем хотя бы с района,— сказал господин Беглов.— Я не золотая рыбка, не волшебник, я губернатор. У нас с вами все-таки получилось главное: мы ликвидировали дефицит в этом году». Градоначальник слушал и что-то записывал. «Действительно, записывайте, именно к вам апеллируют директора школ. На ЗакС надежды сегодня мало»,— сказала Ника Стрижак.
Мероприятие завершилось выступлением Стаса Пьехи. В мае, когда Александр Беглов отчитывался перед депутатами, на сцену БКЗ также выходили артисты на небольшое выступление. Тогда для парламентариев и чиновников спели Михаил Боярский, Зара и Елена Ваенга.