MBA взял курс на антикризис и цифру
новые стратегии
Российские учебные программы MBA (Master of Business Administration, дословно магистр делового администрирования) и Executive MBA (MBA для владельцев бизнеса и топ-менеджеров компаний), хотя и не отошли от западного стандарта, претерпели структурные изменения. Причина не только в разрыве связей с международными аккредитационными органами и преподавателями, но и в запросе на внутрироссийские антикризисные стратегии, цифровизацию и обретение внешнеэкономических связей с партнерами из «дружественных стран». Обновленные программы возродили и спрос на обучение.
Исторически программы MBA зародились в США (конец XIX века), а затем в Европе (начало XX века), когда предприятиям эпохи индустриализации понадобился профессиональный подход к управлению. В России в качестве лицензированных программ таковые появились только в 2004 году, несколько позднее — в странах СНГ.
Собеседники «Ъ-СПб» отмечают, что в базе своей MBA и EMBA отечественных бизнес-школ придерживаются классических международных стандартов. Слушатели программ как в России, так и во всем мире изучают стратегический менеджмент, маркетинг и бизнес-планирование, риск-менеджмент, антикризисное управление, управление персоналом, корпоративную культуру и многое другое.
Как отметил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, долгое время «золотым стандартом» считались аккредитации международных организаций AMBA, EQUIS и AACSB и вплоть до 2022 года оставались такими для российских школ. «Сегодня мы можем говорить о том, что структура российских программ MBA и EMBA, аккредитованных этими ассоциациями, уже давно соответствует принятым мировым стандартам»,— констатирует он.
Сейчас этот стандарт поддерживает Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования (НАСДОБР), который с 2013 года аккредитует программы профпереподготовки в РФ.
Классика на новых рельсах
Впрочем, в последние годы отечественные программы MBA и EMBA стали несколько расходиться с западными. «Они стали более ориентированными на локальные реалии, учитывая специфические условия ведения бизнеса в России и странах СНГ»,— констатирует директор по коммуникациям компании PROF Beauty, экс-руководитель по цифровой трансформации в Ассоциации менеджеров Виктория Антипова.
«Российские MBA и EMBA сумели интегрировать специфические аспекты отечественного бизнеса в западный стандарт, сохранив высокий уровень академичности и практикоориентированности»,— дополнил господин Федоров.
Появились и новые направления подготовки, учитывающие экономические и политические изменения в России. Среди них Виктория Антипова перечислила: цифровую трансформацию и IT-менеджмент, управление устойчивым развитием (речь об экологической и социальной ответственности бизнеса), международные бизнес-стратегии (модули, посвященные бизнесу с партнерами из Азии и Ближнего Востока, с учетом культурных и экономических особенностей этих регионов), а также риск-менеджмент и антикризисное управление.
По словам академического руководителя программы MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимира Копцева, обновление фундаментальной части программ российских MBA и EMBA связано со скоростью изменений и высокой степенью неопределенности, в которых действуют российские корпорации и предприниматели. В программах больше внимания уделяется внедрению предпринимательского мышления, новым стратегиям инвестиций в высокие технологии и инновационные разработки с последующим внедрением таковых в бизнес, а также принятию решений на основе сбора и анализа данных.
«Эти новые направления обучения актуальны для крупных компаний и для стартапов. Они призваны обеспечить слушателей новым качеством осмысления экономической действительности, уровней неопределенности в ней и возможности принятия решений, которые приведут к повышению маржинальности бизнеса и финансовых результатов в целом»,— пояснил господин Копцев.
Международный аспект MBA и EMBA прокомментировала ректор Moscow Business School (MBS) Александра Самойловских. «Чтобы помочь компаниям выстраивать экономические отношения и переориентироваться с Запада на Восток, российские бизнес-школы налаживают связи с образовательными организациями и бизнес-партнерами из стран Ближнего Востока, Азии и СНГ. Коллаборации систем бизнес-образования разных стран позволяют создать новые возможности для управленческих кадров»,— говорит эксперт.
Госпожа Самойловских обратила внимание, что сегодня российские университеты сотрудничают с бизнес-школами Китая, Сингапура, Японии, Индии, Малайзии. «В этом направлении есть сильные бизнес-школы: например, Lee Kong Chian School of Business или Hong Kong UST Business School»,— конкретизировала ректор MBS.
Стоимость растет
На конец марта 2023 года аккредитацию НАСДОБР имеют 24 программы MBA и EMBA в таких учебных заведениях, как Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, семь программ), Высшая школа экономики (ВШЭ), Государственный университет управления, Казанский федеральный университет, Экономический университет им. Плеханова, Балтийский университет им. Канта и др. Престижными также считаются MBA и EMBA в Школе управления «Сколково», МГУ и Школе бизнеса и международных компетенций МГИМО.
Часть экспертов оценивают сегмент MBA и EMBA в 20–30% от всего объема рынка бизнес-образования в России, который, по прогнозу Минэкономразвития, до конца 2024 года может превысить 100 млрд рублей.
В свою очередь, исполнительный директор МИРБИС при оценке сегмента предлагает ориентироваться на число договоров на обучение. По его словам, ведущие школы бизнеса набирают по 500–600 слушателей на MBA и EMBA в год при средней стоимости программы около 1,5 млн рублей.
Эксперты отмечают рост цен на обучение MBA и EMBA. В некоторых бизнес-школах РАНХиГС цены выросли в два раза за последние семь лет, а в МИРБИС говорят о ежегодном повышении цен на 10–15% в год. Рост цен связывают с курсом валют, инфляцией и повышением стоимости преподавательского актива. «Мы так же, как и вся экономика, находимся в инфляционной спирали»,— указывает директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления «Сколково» Булат Нуреев.
Впрочем, поступить на программу MBA и EMBA стало проще. «Многие школы начали предлагать больше стипендий и гибких схем оплаты, чтобы сделать программы более доступными»,— комментирует госпожа Антипова.
Стимулы спроса и снижение барьеров
Спрос на MBA и EMBA в России в последние годы колебался. «Вначале наблюдалось снижение спроса, вызванное экономической нестабильностью и снижением доверия к традиционным моделям образования. Однако в последние годы, на фоне роста интереса к цифровым и антикризисным навыкам, спрос на MBA и EMBA снова начал расти»,— описала динамику госпожа Антипова.
По словам господина Нуреева, глобально программа MBA находится в системном кризисе так называемой «отложенной карьеры». «Он связан с тем, что в изначальном замысле программы MBA реализуются full-time, человек на старте карьерного роста на год или два увольняется с работы, зачастую берет кредит на обучение, а отучившись, может обнаружить себя в стагнирующей экономике, обремененным долгами, конкурирующим со сверстниками, которые в это время либо укрепляли свои карьерные перспективы на рабочем месте, либо занимались собственным бизнесом. Поэтому рост программ MBA наблюдается в основном в программах part-time, где студенты учатся без отрыва от работы, и Россия — один из лидеров в популярности этого формата учебы»,— сообщил господин Нуреев, добавив, что программа EMBA, которая изначально в основном реализовывалась в режиме part-time, не испытывает подобных проблем и пользуется устойчивым спросом.
«Спрос смещается в сторону гибридных практикоориентированных программ»,— говорит госпожа Самойловских.
Старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления, управляющий партнер Агентства реального маркетинга Петр Тазов обращает внимание на снижение барьеров при поступлении на программы бизнес-образования. «Раньше обязательным условием крупных бизнес-школ было наличие управленческого опыта (от четырех лет), в дальнейшем это требование снижалось и требовалось два года — и не обязательно управленческого»,— пояснил эксперт.
Что касается целевой аудитории, господин Тазов обращает внимание на результат 15-го ежегодного опроса выпускников российских школ MBA/EMBA на портале mba.su (проведен в 2024 году), где 77% выпускников программ — топ-менеджеры и владельцы бизнеса, 20% — руководители среднего звена управления и 3% — линейные менеджеры и специалисты. Лидирующие возрастные группы — 36–40 лет (35%), 41–45 лет (28%) и 30–35 лет (19%).