Узнавать Восток

точки роста

Азия и в целом глобальный Восток для России — сейчас одно из наиболее перспективных направлений не только в экономике, но и в образовании. Эксперты отмечают, что в этих условиях требуется подготовка нового типа менеджеров, обладающих не только академическими, но и специфическими знаниями об азиатском менталитете.

Как акцентируют эксперты, заметно выросла потребность в сотрудниках со знанием китайского языка и пониманием азиатского менталитета

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

По данным Федеральной таможенной службы, в 2023 году 51% товарооборота России на общую сумму $710,1 млрд пришлось на азиатские страны. Основными торговыми партнерами РФ в прошлом году стали Китай ($240,1 млрд), Индия ($64,9 млрд) и Турция ($56,5 млрд).

По словам председателя совета директоров ООО «Трансинвест» Дмитрия Семенова, динамика нарастания присутствия российского бизнеса в странах Азии увеличивается равномерно по 10–15% в год. «Взаимодействие развивается в нефтегазовом секторе, медицине, производстве фармацевтических субстанций, АПК и секторе научного обеспечения, а также в сферах нанотехнологий и машиностроения. Отдельно стоит выделить сотрудничество в банковском секторе и секторе финансовых услуг»,— перечисляет господин Семенов.

Владимир Татаринцев, директор по стратегическим проектам компании-разработчика «Базис», также отмечает положительную динамику сотрудничества крупного российского бизнеса со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Для многих компаний enterprise-сегмента направление становится приоритетным во всей внешнеэкономической деятельности. Что касается наиболее перспективных отраслей, то это нефтяная промышленность, IT и телеком,— подчеркивает эксперт.— Азиатские страны также проявляют интерес к российским образовательным проектам, что создает дополнительные возможности для взаимовыгодного обмена и инвестиций».

Удовлетворить потребности

Как рассказала «Ъ-СПб» заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова, сегодня бизнес-школы ставят перед собой задачу отвечать на запросы бизнеса и предоставлять качественное образование как для уже действующих предпринимателей, так и для будущего поколения управленцев.

«В связи с глобальными вызовами "разворот на Восток" стал для нас адекватной стратегией, открывающей новые возможности для экспансии в международном образовательном и научном пространстве. Данный вектор развития имеет значительный потенциал и обеспечивает обоюдовыгодные результаты как для нашего института, так и для зарубежных партнеров в азиатских странах»,— говорит Константин Королев, начальник управления международного сотрудничества Президентской академии в Санкт-Петербурге.

Восточный уклон

В рамках программ бакалавриата, специалитета и магистратуры студенты Президентской академии получили возможность прохождения семестрового обучения в зарубежном партнерском вузе в странах Азии: Армении, Азербайджане, Индии, Индонезии, Казахстане, Китае, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Таиланде, Узбекистане и др. Участие в программах академической мобильности позволяет сформировать межкультурные компетенции, расширить профессиональные знания и кругозор, улучшить уровень владения иностранным языком. Кроме того, в рамках ряда образовательных программ студенты академии могут изучать китайский язык.

ВШМ СПбГУ в 2024 году запускает два новых образовательных продукта в сотрудничестве с ключевыми вузами Китая. Первая программа «двойного диплома» для магистров реализуется совместно с Университетом Фудань. Вторая программа — это дополнительное профессиональное образование Doing Business with China для предпринимателей, планирующих вести бизнес с Китаем. Партнером проекта выступают Школа менеджмента Харбинского политехнического университета, а также банк ВТБ и Школа экспорта РЭЦ. Первый набор слушателей состоится уже в этом году, программа включает как теоретические модули в России, так и бизнес-миссии в Китай. По этому же принципу будет работать и встречная программа Doing Business with Russia для китайских предпринимателей.

В настоящее время сложилась практика включения в программы по бизнес-образованию предметов, так или иначе связанных с антропологией, констатирует Игорь Панков, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, антрополог, руководитель направления Международного центра исламских исследований МАЭ им. Петра Великого РАН, президент некоммерческого фонда развития научных и культурных проектов «ал-Макам». Студентов бизнес-школ обучают качественному методу сбора информации при исследовании корпоративной культуры. Например, в ИМИСП такая дисциплина входит в программу DBA (Doctor of Business Administration).

«Различные виды интервью и умение наблюдать культуру в бизнес-среде, отработанные классическими антропологами при исследовании удаленных сообществ, успешно применяются на практике при построении бизнеса за рубежом»,— объясняет господин Панков и добавляет, что сегодня в бизнес-школах можно услышать запрос на проведение курсов по исламской экономике, специфике халяльной инвестиции и торговой сделки.

Нина Козловцева, доцент, заместитель проректора по социальной и воспитательной работе Финансового университета при правительстве РФ сообщила, что вуз также поддержал тренд с переориентацией программ на Восток, открыв бакалаврскую программу двойных дипломов «Международная экономика и торговля» (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка) совместно с Цзилиньским университетом (Китай). Сейчас в учебном заведении открыты также программы по экономике и бизнесу стран Востока (с возможностью изучения не только китайского, но и арабского и турецкого языков), мировая политика с изучением китайского языка.

Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова считает перспективным развитие образовательного направления с Малайзией: «Мы активно получаем запросы от обеих сторон на изучение инфраструктуры друг друга и знакомство с локальными университетами, фондами, крупными корпорациями: UTM University of Technology Malaysia, Malaysian Research Accelerator for Technology & Innovation, MRANTI, Cradle Fund, Petronas и другими».

Взаимный обмен

В свою очередь, у азиатских стран всегда был высокий запрос на обучение в России, напоминают участники рынка бизнес-образования.

«Число китайских студентов, получающих высшее образование в России, превышает 41 тыс. человек,— приводит цифры доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.— Рост интереса китайских абитуриентов к обучению в России связан с престижностью российского образования, возможностью получения хороших рабочих мест, сближением России и Китая, а также активным развитием торгового сотрудничества между странами».

По информации правительства Санкт-Петербурга, первым российским вузом, открывшим представительство в Китае, стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Представительство университета в Шанхае было создано в 2016 году, а в 2022 году СПбПУ открыл международный офис в Нанкине. За последние десять лет более 10 тыс. студентов из КНР прошли обучение в СПбПУ. Сейчас здесь учится 2050 китайских студентов.

Запросы бизнеса

Российские компании, ведущие бизнес с Китаем, испытывают потребность в специалистах со знанием китайского языка. «Несмотря на то, что большинство партнеров, с которыми работаем, говорят по-английски, а некоторые и по-русски, все же для китайцев комфортнее, когда с ними общаются на их родном языке,— делится наблюдениями Андрей Медведев, генеральный директор компании «ПСМ».— Поэтому в части образования сегодня можно посоветовать обратить внимание на изучение китайского языка и культуры Китая. Специалисты с такими знаниями востребованы уже сейчас и будут востребованы в будущем».

Необходимость в буквальном смысле говорить на одном языке с партнерами из Китая, подтверждают и в компании «РЖД Логистика». «Заметно выросла потребность в сотрудниках со знанием китайского языка и пониманием азиатского менталитета. Китай в целом отличается особой бизнес-культурой, и высокую ценность для нас представляют специалисты, которые владеют всеми тонкостями построения доверительных, долгосрочных деловых отношений с коллегами из этой страны»,— сказали в пресс-службе компании.

Разумеется, одного знания иностранного языка недостаточно, предупреждает руководитель кадрового агентства Дарья Галь. «Деловой этикет в Китае разительно отличается от европейского. Чтобы успешно вести дела с Китаем, важно, чтобы специалист, помимо владения языком, понимал особенности маркетинга, психологии, законодательства Поднебесной и тысячу других деталей»,— поясняет госпожа Галь.

Татьяна Галкина, директор Академии iSpring, среди основных трудностей в работе с азиатскими компаниями называет необходимость завоевания доверия на уровне действий и корпоративных операций. Поэтому у российского бизнеса сейчас есть запрос на развитие адаптивных soft skills, навыков коммуникации и деловых отношений, разрешения конфликтов, управления стрессом. Востребованы тренинги, погружающие в культуру азиатских стран»,— обозначила ситуацию госпожа Галкина.

Александра Тен

Вся лента