Меню рисков
ЦБ описал ключевые условия ужесточения ДКП
Банк России планирует дополнительно ужесточить денежно-кредитную политику (ДКП) в случае реализации проинфляционного или рискового сценариев, следует из опубликованных 29 августа «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики», описывающих прогнозные сценарии на три года. Основным фактором сдвига в сторону проинфляционного сценария может стать рост госстимулирования экономики, рисковый же сценарий предусматривает резкое снижение глобальных цен на нефть и быстрое исчерпание ликвидной части ФНБ. Реализация дезинфляционного сценария, когда инфляция снижается на фоне роста потенциала экономики, видится менее вероятной и Банку России, и макроэкономистам.
Банк России в опубликованных 29 августа «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» описал альтернативные базовому прогнозные сценарии денежного рынка — рисковый (глобальный кризис), дезинфляционный и проинфляционный. Первый может реализоваться при изменении внешних для РФ экономических условий, второй и третий — при разных траекториях развития внутренней ситуации. Базовый прогноз не был изменен с июльского заседания по ставке, когда она была повышена с 16% до 18% (см. “Ъ” от 27 июля).
Проинфляционный сценарий описывает ситуацию, когда спрос в экономике окажется выше, чем в базовом сценарии, например за счет более высоких бюджетных расходов или расширения льготных программ. Также среди факторов, которые могут способствовать переходу на этот сценарий,— усиление протекционизма, например введение новых тарифов на импорт, и более высокие инфляционные ожидания вследствие крайне позитивных оценок спроса. На фоне такого спроса и одновременно растущих издержек предприятий на оплату труда инфляционное давление усилится, а уровень нейтральной ставки будет выше, чем в базовом сценарии (8,5–9%), из-за более высокой динамики автономного, то есть не поддающегося влиянию ДКП, кредита. ЦБ может отреагировать, но с учетом того, что действие ДКП проявляется на протяжении нескольких кварталов, снизить инфляцию к цели в 4% получится на год позже, в 2026-м, пояснил зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Базовый прогноз, напомним, предусматривает, что инфляция замедлится до 4–4,5% к концу 2025 года, средняя ставка по году будет на уровне 14–16%.
Более высокая инфляция в альтернативном сценарии (5–5,5% на конец года и 5,9–6,6% в среднем по году) потребует и более высокого уровня ставки (в среднем по году — 16–18%) со снижением до 11,5–12,5% в 2026 году и до 8,5–9,5% в 2027 году.
Дезинфляционный сценарий, напротив, предполагает более выраженное расширение потенциала экономики (предложения) за счет роста инвестиций и повышения производительности труда. В таком случае уровень ставок в следующем году может быть ниже — 12–14%, в 2026-м — 9–10%, в 2027-м — 7,5–8,5%. Основным же критерием сценария станет более высокий экономический рост при снижении инфляционных ожиданий (2–3% ВВП в следующие два года, инфляция в среднем за год в 2025-м составляет 5,1–5,4%, в 2026-м — 4%). Сейчас проинфляционный сценарий выглядит более вероятным, чем дезинфляционный, заметил Алексей Заботкин.
Наконец, рисковый сценарий описывает ситуацию мирового финансового кризиса, аналогичного по масштабам кризису 2008–2009 годов, с ухудшением отношений США и Китая (это стимулирует более выраженную деглобализацию) и ужесточением санкций в отношении РФ, что само по себе является проинфляционным фактором. Этот сценарий предусматривает резкое снижение глобального спроса и, как следствие, цен на нефть. В российской экономике будет наблюдаться рецессия (минус 3–4% ВВП в следующем году и минус 1–2% в 2026-м). В базовом сценарии таких шоков нет, введенные в отношении РФ санкции сохраняются на всем прогнозном горизонте, и геополитические условия «значимо не меняются».
Одним из важных следствий резкого падения цен на нефть, а также расширения дисконтов станет более активное использование ликвидной части ФНБ для нейтрализации шока спроса на углеводородное сырье.
Это создает риски исчерпания средств ФНБ в 2025 году, указывают в ЦБ, что, в свою очередь, потребует пересмотра бюджетного правила и консолидации бюджетных расходов. Инфляция при этом ускорится, и для ее снижения потребуется дополнительное повышение ставки.
По сравнению с заседанием совета директоров ЦБ в июле баланс аргументов для сохранения или повышения ставки «существенно не изменился», заметил 29 августа Алексей Заботкин, повышение ставки на следующем заседании не предопределено и будет зависеть от поступающих данных. «С одной стороны, мы имеем примерно такую же динамику текущего роста цен и некоторое увеличение инфляционных ожиданий. С другой стороны, оперативные данные позволяют говорить о некотором замедлении роста спроса и кредитования. До 13 сентября (дата следующего заседания ЦБ по ставке.— “Ъ”) мы еще получим много новых данных»,— отметил он.
Эксперты тем временем трактуют риторику ЦБ как более жесткую, общая внимание на параметры проинфляционного сценария (соотношение ставок и уровня инфляции). Пока консенсус-прогноз аналитиков (его собирает Центр ценовых индексов) предполагает снижение ставки в следующем году в среднем по году до 14% и снижение инфляции в среднем до 4,5% (на конец периода — до 4,65%, в конце этого года аналитики прогнозируют инфляцию 6,7%). «Риторика регулятора остается жесткой, поэтому опубликованные ЦБ сценарии, вероятно, «сдвинут вверх» ожидания консенсуса по ключевой ставке на 2024–2025 годы, пока консенсус-прогноз аналитиков находится на границе базового и проинфляционного сценариев»,— отмечает старший аналитик Центра экономического прогнозирования Дарья Тарасенко.