Чем известен конструктор Игорь Спасский

3 сентября на 99-м году жизни умер советский и российский ученый и инженер, бывший глава Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» Игорь Спасский. Биография инженера и его разработки — в справке «Ъ».

Игорь Спасский

Фото: Михаил Разуваев, Коммерсантъ

Спасский Игорь Дмитриевич родился 2 августа 1926 года в Богородске (ныне Ногинск Московской области). В 1941 году поступил в 1-ю московскую спецшколу Военно-морского флота СССР, по завершении которой учился в Бакинском Военно-морском подготовительном училище.

В 1949 году получил диплом инженера-механика, окончив паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф. Э. Дзержинского (г. Пушкин, Санкт-Петербург).

После окончания училища в 1949 году начал службу на ВМФ СССР, с октября того же года участвовал в достройке легкого артиллерийского крейсера «Фрунзе» для Черноморского флота.

В 1950 году был откомандирован в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ. В 1955 году уволен в запас в звании старшего лейтенанта-инженера. Начал работу по созданию подводных лодок в ленинградском Специализированном конструкторском бюро №143 (ныне санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной субмарины с парогазовой турбинной установкой.

В 1953 году перешел в Центральное конструкторское бюро №18 (ныне центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербург), где занимал должности инженера-конструктора, начальника сектора, заместителя главного конструктора атомных подводных лодок, главного инженера (в 1968–1974 годах).

В 1974 году стал главным конструктором КБ, которое к тому моменту носило название ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин». С 1983 по 2007 год занимал должность генерального конструктора.

В 1989–1991 годах избирался депутатом и членом Исполнительного комитета Ленинградского городского совета, народным депутатом СССР.

В 2000-х и 2010-х годах работал генеральным конструктором по специальной тематике, затем научным руководителем работ по спецтематике ФГУП «ЦКБ МТ "Рубин"»; председателем совета, позднее — членом совета директоров ЗАО «Рубин», которое занималось коммерческим развитием принадлежавшей ФГУП недвижимости.

По проектам, созданным под руководством Игоря Спасского, построены свыше 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок, в частности атомные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар» (1976), пр. 941 «Акула» (1981), пр. 667БДРМ «Дельфин» (1984); атомные подводные ракетные крейсера пр. 949 «Гранит» (1980) и пр. 949А «Антей» (1986); дизель-электрические подводные лодки проектов 877 «Палтус» (1980), 636 (1997), 636М (2004).

После распада СССР Игорь Спасский участвовал в разработке международного коммерческого проекта «Морской старт» по созданию плавучего морского космодрома на базе переделанной нефтяной платформы. В 2001 году руководил международным проектом подъема, транспортировки и постановки в док атомного подводного крейсера «Курск», затонувшего 12 августа 2000 года.

Под руководством Игоря Спасского ЦКБ «Рубин» начало проектировать платформы для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. ЦКБ также участвовало в создании высокоскоростного электропоезда «Сокол-250» для проектировавшейся линии Москва—Санкт-Петербург.

Преподавал в Ленинградском кораблестроительном институте (ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) на кафедре «Общее проектирование». В разные годы входил в Межведомственный научный совет по судостроению РАН, научный совет по волновым процессам РАН, комиссию по предпринимательству и конкурентоспособности при председателе правительства РФ.

В 2018 году был удостоен почетного звания Героя России. Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, российских орденов «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почета. Награжден медалями, в том числе «За боевые заслуги», почетной грамотой правительства РФ (2001). Лауреат Ленинской, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ.

Доктор технических наук (1978). Действительный член Академии наук СССР (1987, после распада СССР — академик Российской академии наук, РАН). Автор более 100 научных работ по проектированию подводных лодок, ряда статей в российских и зарубежных журналах, книги «Пять красок времени. К 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России» (2001), «"Курск". После 12 августа 2000 года» (2003) и др. Был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в пяти томах (1994).

Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Вся лента