Вторая жизнь индустриального пейзажа: в Москве открылась выставка «Нефтью едины»

В 2024 году в России произошло событие, позволившее возродить традиции жанра индустриального пейзажа. Выставка «Нефтью едины» стала частью проекта, объединившего художников Пермского края и Республики Коми. Творческий альянс регионов стал возможен благодаря инициативе ПАО «ЛУКОЙЛ».

Фото: Виталий Савельев

Первая выставка картин в жанре индустриального пейзажа прошла в Перми, затем путешествие продолжилось по восьми регионам. Уникальное событие в мире искусства привлекло внимание более 15 тыс. зрителей. Кульминацией проекта стало открытие экспозиции в павильоне №25 «Нефть» на ВДНХ накануне Дня нефтяника.

Глоток свежего воздуха

Идея увековечивания достижений технического прогресса возникла в ответ на запрос времени. Как отметил член Российской академии художеств скульптор Александр Рукавишников, индустриальный пейзаж «был и остается, он не умирал никогда», но долгое время просто не пользовался прежней популярностью. Проект «Нефтью едины» стал глотком свежего воздуха и вернул жанр к жизни, придав ему новое современное звучание.

Александр Хананин, голос радио «Орфей», также подчеркнул значимость возвращения к индустриальному пейзажу, отметив, что выставка «передает не столько изображение оборудования и природы, сколько отношение человека к этому синтезу». Действительно, современное искусство, обращаясь к индустриальной тематике, показывает мощь и силу производства, но центральное место отводится человеку.

Пленэры на нефтепромыслах

Фото: Виталий Савельев

Проект «Нефтью едины» стал художественным и социальным явлением. Художники работали над созданием серии, отражающей силу российской промышленности и природное богатство регионов.

История добычи черного золота была творчески переосмыслена и воссоздана в разных художественных техниках: с использованием масла, акрила, акварели и даже нефти. Творческий процесс объединил работу в мастерских и выезды на промышленные объекты: Осинский и Полазненский нефтегазопромыслы, а также Усинский газоперерабатывающий завод. Итогом пленэров стали 120 картин и 5 произведений малой пластики из керамики и глины.

«Было важно, что работа наполнена чувственным содержанием»,— отметила Валентина Соловьева, член Союза художников России. По ее словам, это была абсолютно новая страница в ее творчестве. «Раньше я никогда не обращалась к индустриальной теме. Трубы — это не природа, не человек, не совсем то живое, что я привыкла писать раньше. Как к этому подойти? Начали мы с этюдов. И тогда мощь этих построек меня поразила — космос на земле!» — рассказывает Валентина Соловьева. Вдохновившись идеей, художники стремились не только изобразить заводы и сооружения, но и передать атмосферу современного производства.

Культурное наследие

Фото: Виталий Савельев

Как пояснила Любовь Малышева, участник и идеолог проекта, идея родилась случайно, но превратилась в грандиозное событие: «Сочинили прямо на ходу, с колес, и все получилось». Выставка пестрела стилями и техниками, от реализма до абстракции, показав, что индустриальный пейзаж бывает суровым и вдохновляющим. Разнообразие и творческий подход с легкой дымкой ностальгии, по мнению гостей, стали «ингредиентами» успеха всего мероприятия.

Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея, подчеркнул важность подобных инициатив для сохранения культурного наследия. «Исторический музей призван отражать историю нашей страны, а отражать ее без такого рода индустриальной живописи практически невозможно»,— сказал Алексей Левыкин.

Проект объединил и сплотил не только опытных российских мастеров, но и молодых амбициозных художников. Такая коллаборация показала, что жанр индустриального пейзажа жив и способен привлекать новые таланты, вдохновляя на создание значимых произведений.

По мнению Евгения Мазура, заместителя председателя правительства Республики Коми — министра экономического развития, промышленности и транспорта, выставка привлечет в отрасль новых людей, которые хотят развиваться в направлении нефтепромышленности.

«Это большой шаг, и очень ценно, что ЛУКОЙЛ предоставляет возможность увидеть эти картины всем желающим»,— подчеркнул чиновник.

Статс-секретарь — заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко также отметила, что значение выставки сложно переоценить. «Компания ЛУКОЙЛ уже стала законодателем многих трендов в различных сферах. Не могу не отметить, что и другие компании топливно-энергетического комплекса, и нефтяного сектора в частности, также реализуют хорошие социальные проекты. Я надеюсь, что в направлении [популяризации индустриального пейзажа] тоже будут последователи, и мы увидим еще много прекрасных работ»,— сказала замминистра.

Вся лента