Объединить нельзя оставить
В Ярославской области началась реформа в сфере образования
Три города Ярославской области стали участниками пилотного проекта по созданию образовательных комплексов путем объединения нескольких школ и детских садов. Целями административной реформы власти называют повышение качества образовательных услуг и эффективности управления, а также увеличение заработной платы работников. Подобное преобразование вызвало беспокойство со стороны родителей, которые полагают, что решение было принято без учета их мнения и заявили о намерениях обратиться в прокуратуру. В Кировский районный суд города Ярославля уже поступил иск о признании постановления о реорганизации образовательных учреждений незаконным. Свое несогласие с действиями властей также выразили депутаты и уполномоченный по правам ребенка.
5 сентября мэр Ярославля Артем Молчанов подписал два постановления о реорганизации муниципальных образовательных учреждений. Согласно опубликованным документам, «Образовательный комплекс №1 "Прогрессия"» будет создан путем присоединения к школе №49 школ №7 и 42 с углубленным изучением французского языка и детских садов №37, 75, 102, 124. «Образовательный комплекс №2 "Вектор"» образуют в результате реорганизации школы №39 путем присоединения к ней школ №81 и 72, а также детских садов №16, 128, 209, 211. Процесс должен закончиться до 20 декабря 2024 года.
Как указывается в постановлениях, предупреждение руководителей школ о предстоящей реорганизации должно было произойти 9 сентября, а уже 10 сентября об этом необходимо уведомить налоговую. После чего произойдет инвентаризация имущества, изменение устава, направление в службу занятости отчета о высвобождаемых работниках. В декабре запланирована регистрация реорганизации основных школ, а также внесение записи о прекращении деятельности присоединяемых.
В окончательном итоге два ярославских комплекса получат названия МОУ СОШ Образовательный комплекс №1 «ПРОГРЕССиЯ» и МОУ СОШ Образовательный комплекс №2 «Вектор».
Аналогичный процесс запущен в Рыбинске и Переславле-Залесском. Как пояснили в администрации Рыбинска, к школе №28 присоединяются гимназия №18, школы №27 и №29, детские сады №30, 49, 99, 106. К школе №10 — школы №3, 21, 43 и детские сады №5, 26, 38 69, 71, 74. Необходимость объединения объясняется «укрупнением малочисленных детсадов и школ и эффективным использованием бюджетных средств». Называться образовательные комплексы будут «Импульс» и «Флагман» соответственно. В Переславле-Залесском к средней школе №6 присоединят семь школ и девять детских садов. В данном случае возникнет один образовательный комплекс №1.
Официально и заранее о реорганизации образовательных учреждений не объявлялось. Учителя рыбинской гимназии №18 выступили против объединения, заявив, что с ними не обсуждались планируемые изменения, а объединение не учитывает «уникальности» образовательной организации.
«За годы существования гимназия стала центром хорового искусства в Рыбинске и Ярославской области. По ее образцу открыты подобные образовательные организации в разных городах России. Подобной образовательной организации в городе Рыбинске нет, поэтому слияние гимназии № 18 имени В. Г. Соколова с другими школами считаем нецелесообразным и разрушительным»,— подчеркивали преподаватели.
Также категорично выступили против объединения родители учеников ярославской средней школы № 42 им. Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка. Родители обеспокоены тем, что данное решение не обсуждалось публично, а их дети теперь могут лишиться возможности углубленного изучения французского языка, на чем и специализируется школа.
Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин обратил внимание, что не все рыбинские школы, участвующие в реорганизации, можно назвать малочисленными, а объединение ярославской школы №42 с другими учреждениями «может повлечь за собой уничтожение образовательного наследия и традиций, созданных в школах многими поколениями педагогов».
«Принимая столь кардинальное решение о реорганизации образовательных учреждений без учета мнения всех участников образовательного процесса, без аналитической проработки, имея основной целью сокращение расходов бюджета на образование, органами местного самоуправления нарушены основные базовые принципы в сфере образования, в том числе главного – признание приоритетности образования»,— полагает господин Крупин.
Омбудсмен направил письмо и.о. прокурора Ярославской области с просьбой о проверке законности решений о реорганизации образовательных учреждений в Ярославле и Рыбинске.
Депутат муниципалитета Ярославля Анатолий Каширин назвал решение об объединении школ «абсолютно непродуманным». Он обеспокоен тем, что учителя в итоге не получат заявленного повышения зарплат, а их нагрузка может увеличиться, что приведет к оттоку квалифицированных кадров из системы образования.
«Ко мне обращается много родителей в связи с этими непонятными действиями властей, сегодня они планируют обратиться ко мне с официальным письмом и я на основании его обращусь в прокуратуру, с целью дать правовую оценку данному постановлению»,— заявил господин Каширин.
Депутат муниципалитета Ярославля Любовь Сурова считает, что реорганизация получила негативную оценку общественности в том числе из-за того, что участников образовательного процесса не уведомили заранее о планируемых изменениях.
«Уверена, на ход учебного процесса укрупнение не повлияет - это скорее техническое преобразование. Но обеспокоенность по поводу уровня образовательных услуг в среднесрочной перспективе нельзя признать необоснованной.
В любом случае, налицо провал органов власти, забывшей доходчиво объяснить населению цель и смысл своих действий. Поэтому не стоит удивляться тому, как население восприняло эту инновацию. А восприняло оно традиционно: "Что-то мутят по-тихому, наверняка, ничего хорошего не будет"»,— написала в своем Telegram-канале Любовь Сурова.
В администрации Рыбинска заявили, что для детей и родителей в плане образовательного процесса ничего не изменится.
«Объединяются отдельные управленческие процессы. Перемены направлены на увеличение зарплаты младшему персоналу, так например, зарплата нянечкам в детских садах будет установлена не менее 30 тыс. руб. в месяц»,— прокомментировала ситуацию заместитель главы по социальной политике Наталия Жигачева.
В администрации Рыбинска подчеркнули, что каждое учреждение сохранит самостоятельность, учебную базу, количество мест для детей и педагогический коллектив. Позже с комментарием выступила заместитель мэра Ярославля по социальной политике Елена Волкова, которая целью создания образовательных комплексов назвала «объединение финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов учреждений».
«И самая важная задача этого комплекса — это, конечно же, повышение качества образования. Сами образовательные учреждения продолжают работать в штатном режиме. Работающие в них педагоги и учащиеся остаются в прежних условиях.
Каждое учреждение остается в своей школе. Повышение оплаты труда в таких комплексах произойдет как у педагогических работников, так и у младшего обслуживающего персонала»,— сказала госпожа Волкова.
Она подчеркнула, что подобные образовательные комплексы уже несколько лет существуют в других регионах России. Например, объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы происходит в Подмосковье с 2020 года. В правительстве Московской области утверждают , что объединение небольших школ нужно ради повышения качества образования.
«После объединения в один комплекс школы и детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья в Коломенском округе образовалось 44 класса и 25 дошкольных групп. Школьникам стали преподавать второй английский, испанский, немецкий язык. В результате объединения школа впервые вошла в "зеленую зону" по итогам рейтинга организаций образования»,— отчитывались в правительстве Московской области в 2021 году.
Масштабное объединение школ и детских садов и создание образовательных комплексов еще в 2011 году запустил министр образования Москвы Исаак Калина, который на протяжении 10 лет занимал этот пост. В 2020 году ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечал эту реформу как одно из самых значимых достижений министра. По его словам, объединения в Москве также вызвали поначалу бурные протесты, однако, без учета эмоций, укрупнение позволило увеличить фонд оплаты труда преподавателей из-за уменьшения «школьных начальников».
«Но главное, эта реформа Калины подарила возможность выбора: и школьникам, и семьям, и администрации школы. Когда у тебя в параллели несколько предметников, то появляется возможность выбрать того, кто подходит именно этому ребенку»,— цитировал «Ъ» господина Кузьминова.
Тем не менее ученые Института образования НИУ ВШЭ провели исследование результатов слияния школ и детских садов в Москве и выделили не только положительные изменения, но отрицательные. В том числе, что «слабым» школам так и не удалось повысить успеваемость, а дети, не прошедшие отбор в «профильные» и «лицейские» классы, вынуждены заниматься с «не лучшими» педагогами. Кроме того, согласно исследованию, учителя получили больше обязанностей при прежней зарплате, а директора стали «малодоступны» для учителей и родителей детей.
Как отметила заммэра Ярославля, последствие пилотного проекта по созданию новых образовательных комплексов получило положительную экспертную оценку Министерства образования Ярославской области. Утром 10 сентября мэр Ярославля Артем Молчанов поручил организовать встречу с родителями учеников и руководством школы №42.
Днем 10 сентября стало известно о том, что в Кировский районный суд поступил иск жительницы Ярославля о признании незаконным постановления мэрии о реорганизации образовательных учреждений.
«Процессуальных решений по поступившему иску пока не принято»,— уточнили в пресс-службе областного суда.