Генпрокуратура вернется к советским репрессиям
Решения о реабилитации отправят на проверку
Генеральная прокуратура намерена «на постоянной основе» вести работу по отмене реабилитации жертв советских политических репрессий. Ведомство утверждает, что его цель — не допустить «оправдания пособников нацистов и изменников Родины». Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев одобряет инициативу, но не понимает, как она будет технически реализована, ведь «надо будет смотреть миллионы имен».
Генпрокуратура опубликовала проект ведомственного приказа, который меняет порядок работы по исполнению и надзору за реализацией закона «О реабилитации жертв политических репрессий» (принят в 1991 году). Теперь прокуратура должна будет «на постоянной основе организовать работу по выявлению и отмене» решений о реабилитации и оправдании «лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности».
В документе уточняется: приказ подготовлен в соответствии с новой версией концепции госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий.
Напомним, первая версия концепции была утверждена правительством РФ в 2015 году (.pdf) и действовала до 2019 года. В 2018 году Владимир Путин предложил продлить ее до 2024 года без изменений. Этим летом правительство снова продлило действие концепции — уже до 2029 года. Однако в документ при этом внесли ряд правок. Так, исключили формулировку о том, что вследствие репрессий «страна пережила масштабные социальные катаклизмы», и абзац про гонения на верующих, «эмиграцию наиболее образованной части населения» и «многолетнюю дискриминацию тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России». Также из документа вычеркнуты упоминания о коллективизации (ранее говорилось, что она «повлекла за собой многочисленные жертвы» и «разрушила индивидуальное крестьянское хозяйство») и массовом голоде. Убрана формулировка про «массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации».
В концепции больше нет заявления о том, что «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий».
В ней появился абзац о важности «защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ», «защиты российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия» и «укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Наконец, в документ добавили пункт о «недопустимости реабилитации и оправдания лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности».
Отметим, что такой запрет закреплен в действующем ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991). Там говорится, что «не подлежат реабилитации» лица, «в делах которых имеются достаточные доказательства» совершения ряда преступлений. Среди них — измена Родине, шпионаж, терроризм, диверсии, насильственные действия в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам. Кроме того, не подлежат реабилитации лица, «служившие в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции» — но только «если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях». Исключение возможно для тех, кто «впоследствии» сражался «в составе Красной армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления».
Авторы новой версии концепции утверждают, что амнистия 1955 года «привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований».
В проекте приказа Генпрокуратуры говорится, что ведомство будет «предоставлять органам власти» материалы «по восстановлению исторической справедливости и прав жертв политических репрессий, не допуская оправдания пособников нацистов и изменников Родины».
В частности, Генпрокуратура будет сообщать в МИД РФ о случаях отмены реабилитации иностранцев — для передачи этой информации «по дипломатическим каналам» в соответствующие государства.
“Ъ” попросил Генпрокуратуру разъяснить, как именно будет вестись работа по пересмотру решений о реабилитации, но пока не получил ответа. Ранее глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев заявлял “Ъ”, что в ближайшие годы будет проведена проверка книг памяти со списками жертв репрессий (см. “Ъ” от 30 августа). По его словам, в 1990-х годах некоторые списки создавались «поспешно», в результате чего там оказались «имена нацистских пособников»: «Надо не бояться исправлять ошибки».
Господин Фадеев сообщил “Ъ”, что межведомственная рабочая группа по увековечению памяти жертв политических решение не обсуждала проект приказа генпрокурора. Сам он поддерживает инициативу, поскольку это «не теоретические, а вполне практические соображения». В то же время господин Фадеев не знает, как ведомство будет вести такую масштабную работу: «Это непростая вещь, надо будет смотреть миллионы имен. Но здесь ведь нет никакой гонки, никто не требует в какой-то ограниченный срок пересмотреть эти дела. По каким-то персонам информация, видимо, уже есть. Они с этого и начнут».
Член совета научно-исследовательского и просветительского центра «Мемориал» (создан сотрудниками внесенного в реестр иностранных агентов и ликвидированного по решению суда «Мемориала») Борис Беленкин считает, что Генпрокуратуре «не под силу» пересмотреть все решения о реабилитации. Но даже несколько случаев могут «внести смущение в сознание россиян». «Посмотрите, мол, не все так просто с жертвами репрессий, вот сколько выявлено зря реабилитированных пособников врага,— предполагает господин Беленкин.— Сотни тысяч репрессированы как раз по "изменническим" статьям. Отношение в обществе к реабилитированным жертвам репрессий, скорее всего, будет меняться».
Советские политические репрессии в цифрах
По данным МВД СССР, приведенным главным научным сотрудником Института российской истории РАН Виктором Земсковым, за период с 1921 по 1954 год за контрреволюционные преступления (то есть по ст. 58 УК РСФСР и аналогичным статьям УК других союзных республик) были осуждены Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек. Еще 282 926 человек осуждены за другие особо опасные государственные преступления, прежде всего по п. 2 и п. 3 ст. 59 (особо опасный бандитизм) и ст. 193–24 (военный шпионаж). Из общего числа 4 060 306 человек к высшей мере приговорены 799 455 человек, или 19,7%.
За 1930–1953 годы в местах лишения свободы умерло около 1,8 млн заключенных, из них почти 1,2 млн — в лагерях и свыше 0,6 млн — в колониях и тюрьмах. Доля политических заключенных из них оценивается в одну треть, то есть порядка 600 тыс. человек (14,8% от числа репрессированных).
Директор фонда «Историческая память» Александр Дюков отмечал, что за период Большого террора (1937–1938 годы) из арестованных 1 550 000 человек были осуждены 1 350 000. Из них 681 тыс. человек были расстреляны, а остальные получили от восьми до десяти лет заключения. При этом историк отмечает, что почти 95% пострадавших в этот период были репрессированы в рамках «массовых операций» НКВД, в частности, национальных депортаций, и только 5% входили в политическую элиту.
Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий от 2015 года к числу репрессий также относит гонения на представителей религиозных конфессий, вынужденную эмиграцию, насильственную коллективизацию и раскулачивание, массовые депортации. В документе говорится, что «в 1991–2014 годах были реабилитированы 3 510 818 человек. Также признаны подвергшимися репрессиям и реабилитированы 264 085 детей репрессированных».
Согласно исследованию доктора географических наук, демографа Павла Поляна, с 1920 по 1952 год были раскулачены и отправлены в ссылку 2 459 300 человек. Еще 3 394 900 человек подверглись депортациям, в основном — по национальному признаку (корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, крымские татары и другие).