Владимир Путин провел свою красную линию
Президент России выступил с посланием к Западу
Снятие запрета Украине наносить удары западным дальнобойным оружием вглубь территории России будет означать прямое вовлечение стран НАТО в военный конфликт, и это «существенным образом изменит» саму его суть. Об этом заявил в четверг президент РФ Владимир Путин, пообещав не оставить такой шаг без ответа. Официально о решениях властей Великобритании и США не сообщалось. Тему, в частности, еще предстоит обсудить в пятницу двум лидерам — британскому премьеру Киру Стармеру и американскому президенту Джо Байдену. Однако источники западных СМИ дают понять, что все идет именно к отмене запрета.
Предупреждение Владимира Путина Западу прозвучало в ответе на вопрос журналиста телеканала «Россия-1» Павла Зарубина, который подошел к президенту по окончании его выступления на пленарном заседании Форума объединенных культур в Санкт-Петербурге. «Все последние дни мы видим и слышим, как на очень высоком уровне в Великобритании и США муссируется тема о том, что киевский режим сможет наносить удары вглубь территории России западными вооружениями большой дальности. И судя по всему, это решение либо вот-вот будет принято, либо, судя по всему, вообще уже принято. Это вещь, конечно, экстраординарная. Хотел вас попросить прокомментировать то, что происходит»,— обратился к Владимиру Путин корреспондент.
«Происходит попытка подмены понятий. Потому что речь не идет о разрешении или запрете киевскому режиму наносить удары по российской территории. Он и так наносит с помощью беспилотных летательных аппаратов и другими средствами. Но когда речь идет об использовании высокоточного оружия большой дальности западного производства, это совершенно другая история»,— ответил президент.
По его словам, наносить удары современными высокоточными системами большой дальности западного производства украинская армия не в состоянии. «Она не может этого делать. Это возможно только с использованием разведданных со спутников, которыми Украина не располагает, это данные только со спутников или Евросоюза, либо Соединенных Штатов — в общем, с натовских спутников. Это первое,— отметил он.— Второе и очень важное, может быть, ключевое, заключается в том, что полетные задания в эти ракетные системы могут, по сути, вносить только военнослужащие стран НАТО. Украинские военнослужащие делать этого не могут».
Поэтому, как заметил далее Владимир Путин, «речь идет не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России этим оружием или не разрешать». «Речь о том, чтобы принять решение о том, что страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет,— подчеркнул президент РФ.— Если это решение будет принято, это будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО, Соединенных Штатов, европейских стран в войне на Украине».
По оценке президента, это «существенным образом» изменит «саму природу конфликта»:
«Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».
Ранее российские официальные лица, включая самого Владимира Путина, неоднократно говорили, что страны НАТО прямо или косвенно вовлечены в противостояние России и Украины, однако столь жестко и однозначно эта тема прозвучала впервые. Как именно власти РФ намерены отвечать на удары НАТО по российской территории — а судя по заявлению президента, именно так они будут классифицироваться,— глава государства, впрочем, не уточнил.
Напомним, что активные дискуссии на эту тему начались еще весной. После начала наступления российских войск в Харьковской области Украина попросила союзников разрешить ВСУ использовать западные дальнобойные вооружения по целям на территории РФ. Поначалу подавляющее большинство союзников отнеслось к просьбе Киева с опаской. Однако затем ряд стран принялся лоббировать снятие ограничений. К кампании присоединился и генсек НАТО Йенс Столтенберг. С тех пор тема неоднократно обсуждалась во многих форматах — на заседаниях НАТО, ЕС, контактной группы по обороне Украины (формат «Рамштайн»). Но Киеву так и не удалось добиться от Запада единодушного «да».
Два ключевых партнера Киева — США и Великобритания — смогли сверить часы 11 сентября: американский госсекретарь Энтони Блинкен и глава британского МИДа Дэвид Лэмми вместе посетили Киев (см. “Ъ” от 12 сентября). По данным агентства Bloomberg, гости обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой предоставить детальный план применения дальнобойного оружия. Тот в ответ заверил: Киев собирается атаковать исключительно военные объекты.
На итоговой пресс-конференции в Киеве Энтони Блинкен осторожно высказывался в том духе, что США готовы менять свою политику в зависимости от развития ситуации.
Не прозвучало сенсаций и из уст Дэвида Лэмми, хотя газета The Guardian со ссылкой на источники в британском правительстве сообщила: решение Лондоном уже принято, просто громогласно о нем решили не объявлять.
Уже в пятницу обсуждение темы продолжится в Вашингтоне, где встретятся президент США Джо Байден и премьер Великобритании Кир Стармер. Впрочем, по данным The Guardian, столь долгожданные для Киева новости вряд ли прозвучат и по итогам этих переговоров. Агентство Bloomberg же уточнило, что решение об ослаблении ограничений на удары по целям в России, вероятно, не будет принято и объявлено до стартующей 24 сентября Недели высокого уровня Генассамблеи ООН.