Движение — все, цель — тоже
Госкорпорации отчитаются об эффективности использования субсидий в процессе их освоения
Минфин усиливает контроль за выполнением результатов раздачи бюджетных субсидий госкорпорациям (ГК) и публично-правовым компаниям (ППК). Он будет таким же, как и контроль за субсидиями иным юридическим лицам, следует из проекта поправок к Бюджетному кодексу. Речь идет о возможности сквозного контроля расходования средств, а не оценки лишь конечного результата (как сейчас). Новшество, по мнению Минфина, снизит риски недостижения результата от выделения субсидий.
Минфин подготовил законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс и корректирующий режим контроля за выполнением условий получения бюджетных субсидий госкорпорациями и публично-правовыми компаниями. Сейчас такие организации отчитываются об использовании субсидий по факту выполнения ключевых показателей. Теперь ведомства смогут требовать от ГК и ППК промежуточной отчетности.
В Минфине “Ъ” поясняют, что это позволит применять к госкорпорациям и публично-правовым компаниям такие же положения о мониторинге достижения результата, как сейчас действуют и для иных юрлиц.
В правила предоставления субсидий корпорациям и компаниям включаются условия о мониторинге достижения результата. «Это означает, что ведомство, предоставляющее субсидию, сможет в процессе достижения результата определять возникновение рисков, препятствующих достижению запланированного итога, а госкорпорации и компании смогут ритмично отслеживать прохождение контрольных событий на пути к достижению результата»,— отмечают в ведомстве.
Мнения экспертов относительно эффективности усиления контроля разделились. Замдиректора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ Олег Москвитин считает, что ГК и ППК, получая субсидии, действительно должны отчитываться, как они выполняют текущие этапы проектов. В таком случае министерства смогут принимать своевременные финансовые и управленческие решения, корректировать финансирование, а не дожидаться конечных результатов проектов, которые могут и не устроить государство как заказчика.
Юрист «КСК Групп» Джавид Эйюбов отмечает, что некоторые госкорпорации и ППК сталкиваются с проблемами в достижении заявленных показателей. «Они могут быть связаны с внешними факторами, управленческими ошибками, недостаточной эффективностью при реализации программ. Поправки призваны уменьшить вероятность таких ситуаций за счет более строгого и регулярного контроля на промежуточных этапах»,— объясняет он.
По словам гендиректора Enterprise Legal Solutions Анны Барабаш, изменения закрепляют сложившуюся практику проверки исполнения получателями субсидий условий их предоставления.
Такими полномочиями обладают Счетная палата, Минфин, ФАС, Росфиннадзор, налоговые органы, в ряде случаев — прокуратура. «Проверки эти осуществляются регулярно и до наступления сроков, предусмотренных соглашениями, то есть такая практика существует. Проблема только в том, что для проверок со стороны уполномоченных органов нужны формальные основания — они обычно находятся. Предлагаемая норма снимает необходимость в обосновании проведения проверок»,— говорит Анна Барабаш.
Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Юрий Симачев напоминает, что госкорпорации создавались для того, чтобы придать гибкость процессам, особенно в области финансирования научных исследований и разработок, реализации инновационных проектов на ранних стадиях. «Унификация и стандартизация отчетности, конечно, важны для удобства контроля, но далеко не все процессы вписываются в строгую, жесткую логику Бюджетного кодекса, поэтому ранее и были сделаны исключения для госкорпораций и фондов — некоммерческих организаций»,— поясняет эксперт.
Отметим, что введение дополнительной отчетности может привести к избыточной бюрократизации, особенно в случаях, когда промежуточные результаты невозможно объективно оценить из-за длительности выполнения проектов. По мнению Юрия Симачева, необходимо проводить аудит не только целевого расходования ресурсов, но и прежде всего конечных результатов. Это, например, рост производительности и увеличение доли на рынках.
Субсидии распределят через портал мер господдержки
Подготовленный Минфином законопроект также обязывает госкорпорации и публично-правовые компании использовать Единый портал мер господдержки для последующего распределения полученной субсидии между конечными получателями (если деньги предоставляются на такие цели). То есть субсидии, которые госкорпорация впоследствии распределяет между другими юрлицами, будут де-факто выдаваться на общих основаниях. «На такой отбор последующих получателей средств запланировано распространение действующих в настоящее время Единых правил отбора»,— пояснили в Минфине.
По словам юриста «КСК Групп» Джавида Эйюбова, унификация порядка отбора конечных получателей (ИП, юрлиц и физлиц) сделает процесс более стандартизированным, что снизит вероятность неэффективного или коррупционного использования субсидий. «Речь идет о необходимости обеспечения равных условий для всех участников отбора и предотвращения манипуляций при распределении средств»,— добавляет эксперт.