Москва прокладывает трамваям маршруты

В каких районах появится рельсовый транспорт

В столице появится больше трамвайных путей. Власти восстановили наземный маршрут в Таганском районе на улице Сергия Радонежского, здесь трамвай не ходил больше 70 лет. Как заявил мэр Сергей Собянин, в планах — расширение сети, включая прокладку новых линий. Рейсы могут восстановить даже там, где трамвай последний раз прошел во времена СССР. Во сколько это обойдется столице? И есть ли смысл? Расскажет Анастасия Таслунова.

Фото: АГН «Москва»

Примерно до 1970-х гг. трамвай был главным общественным транспортом столицы, москвичи выбирали его вместо метро. Но со временем подземная сеть стала разрастаться, поэтому дублирующие трамвайные пути убирали. По последним данным, метро — самый популярный способ передвижения. Его доля в перевозке пассажиров достигает половины от всего общественного транспорта в городе. Пора возвращаться к истокам, считает директор Центра исследований умного города Высшей школы экономики Константин Трофименко:

«Мэрия ищет всевозможные пути, чтобы разгрузить метро, при этом не увеличивая количество личных автомобилей.

Поэтому были проведены и реформа наземного транспорта, и восстановление трамваев там, где это технически возможно. Если брать ветку на улице Сергея Радонежского, то это соединение двух крупных узлов, восточного и южного. Плюс, это еще прямая дорога с востока Москвы, от шоссе Энтузиастов до Курского вокзала. То есть это направлено в первую очередь на разгрузку Калининской линии метро и отчасти — Люблинско-Дмитровской».

В Москве насчитывается 35 трамвайных маршрутов, и карта путей будет только разрастаться. Так, например, власти планируют запустить направление на проспекте Сахарова, которое свяжет «Чистые пруды» с «Площадью трех вокзалов». Еще обещают вернуть трамваи в центр, на Трифоновскую улицу, спустя 30 лет после закрытия. Непонятно, понадобится ли для этого закупка новых составов. Если да, то впору задуматься об экономике проекта, рассуждает член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков: «Я не вижу здесь никаких минусов, кроме чисто экономических. Эксплуатация трамвая обходится дороже эксплуатации автобуса и даже электробуса, по той причине, что, помимо подвижного состава, надо еще обслуживать путь и контактную подвеску. Трамвай и автобус стоят, условно, от 8 млн руб. до 15-20 млн руб.

Еще необходимо строительство и содержание путей, на километр это десятки миллионов рублей. Именно исходя из этих соображений, трамвай выгоднее там, где высокие пассажиропотоки».

Правда, трамваи проигрывают в скорости, по крайней мере, номинально. Средний показатель поезда в метро — 50 км/ч. Современный трамвай технически способен разгоняться до 80 км/ч, но на деле, по подсчетам мэрии, в среднем движется на скорости 30 км/ч. Впрочем, когда наступает час пик, любой наземный транспорт, включая автобусы и электробусы, замедляется до 15 км/ч. Вместе с тем Сергей Собянин уверяет, что трамваи как минимум поднимают настроение. Профессор кафедры «История архитектуры и градостроительства» МАРХИ Алексей Мусатов искал другие плюсы, но не нашел:

«Трамваи остались некоей экзотикой. Да, это, конечно, московский колорит. Как представить Чистые Пруды без трамвая? Это классика, это Окуджава. Кроме исторического флера, я не вижу больших преимуществ или необходимости для того, чтобы возрождать этот вид транспорта. Да, трамваи стали тише, экологичнее, комфортнее. Но электробус тоже предельно передовой, аналогов, заметим, даже в Америке нет».

Впрочем, популярность трамваев среди москвичей растет. Как заявлял заммэра Максим Ликсутов, с января 2024 года пассажиры совершили более 100 млн таких поездок. Это на 20% выше, чем в 2023-м. В следующем году, как обещают, по столице будет ездить состав без машиниста. Первые трамваи, которые появились в Москве 125 лет назад, вообще были на конной тяге. Не факт, что это экологичнее, но точно дешевле.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Тюленева

Вся лента