«Славик озвучил целую эпоху»

В Москве простились с композитором Вячеславом Добрыниным

Заядлый динамовец и битломан, любитель ночных разговоров, основатель поп-музыки в России, первый учитель — так в пятницу вспоминали Вячеслава Добрынина на траурной церемонии. Композитор, ушедший на 79-м году жизни, был автором более чем тысячи песен. Пришедшие на Троекуровское кладбище соавторы и исполнители благодарили его за творческое сотрудничество, за дружбу — и за умение оставаться скромным человеком, несмотря на всенародную любовь.

Церемония прощания с Вячеславом Добрыниным

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

К 11 часам у зала прощаний Троекуровского кладбища было довольно многолюдно. Но массовку создавали прежде всего журналисты: по просьбе семьи Вячеслава Добрынина в зал их не пускали, даже несмотря на дождь. Поклонники же композитора переживали, что на прощание пришло не так много людей, как можно было ожидать:

— Я думала, очередь большая соберется, а ее и нет.

— В такую даль самые преданные добрались, это же не в центре…

Тем не менее, когда двери в зал открыли для желающих проститься, помещение моментально заполнилось. Люди стояли плечом к плечу — и даже поднимались на цыпочки, пытаясь рассмотреть гроб с телом певца. Столы для букетов за несколько минут скрылись под горами цветов. По периметру зала стояли венки с громкими именами на лентах: «От Андрея Малахова», «От Николая Расторгуева», «От Аллы Пугачевой» и даже «От болельщиков "Динамо"». Отдельно от всех возвышался венок от Владимира Путина.

Вячеслав Добрынин — советский и российский композитор и эстрадный певец, народный артист РФ. Родился 25 января 1946 года в Москве. Выпускник истфака МГУ по специальности «искусствоведение». Популярность пришла к нему в 1972 году, когда ВИА «Веселые ребята» записал его песню «На земле живет любовь» на стихи Леонида Дербенева. С ним же господин Добрынин написал свои самые известные композиции — «Прощай», «Все, что в жизни есть у меня», «Кто тебе сказал». Его песни исполняли Лев Лещенко, Алла Пугачева, Михаил Боярский, Михаил Шуфутинский. В 1968 году сам начал выступать как эстрадный певец, особенно популярными стали его песни «Синий туман» и «Не сыпь мне соль на рану». К 2011-му написал около тысячи песен, выпустил 17 музыкальных альбомов и 19 компакт-дисков. С 2017 года по состоянию здоровья начал все реже появляться на публике, с 2022-го не выступал. Вячеслав Добрынин умер 1 октября в Москве в возрасте 78 лет от последствий нескольких инсультов.

Распорядитель похорон зачитал телеграмму от премьер-министра Михаила Мишустина, отметившего, что композиции Вячеслава Добрынина «находили отклик в сердцах», и передал слово ведущему церемонии артисту Михаилу Грушевскому. «Мы собрались не просто выразить соболезнования — сегодня мы будем объясняться в любви нашему другу Славке. Мне удалось дружить с ним 35 лет, но сегодня здесь собрались и те, кто дружил с ним почти в два раза больше»,— сказал он.

Первым «объяснялся в любви Славке» бывший премьер-министр РФ, член совета директоров футбольного клуба «Динамо» Сергей Степашин. Он рассказал, что Вячеслав Добрынин был страстным болельщиком клуба и часто «засиживался на стадионе после матча». «И сам стадионы собирал, а сегодня собрал самых близких,— вздохнул господин Степашин.— Никогда ты от нас не уйдешь, ведь останутся твои песни. А за "Динамо" мы еще поборемся (в нынешнем сезоне Российской премьер-лиги московское «Динамо» занимает пока лишь четвертое место в турнирной таблице.— “Ъ”)». О любви композитора к футболу вспоминал и футболист-динамовец Николай Толстых: «Вячеслав звонил мне ночью, после концертов, чтобы узнать, как прошел матч, и обсудить, что и как можно улучшить».

Но больше говорили все же не о футболе, а о музыке. Народный артист России Лев Лещенко почти десять минут убеждал собравшихся, что «Славик озвучил целую эпоху» и был «не просто гражданином, а душой Отечества».

«Я долго не мог определить, в каком жанре он работает. А потом понял, что он сам был целым жанром»,— заявил господин Лещенко.

Под конец своей долгой речи певец и вовсе пришел к выводу, что «Славик создал поп-музыку в России».

Эстрадный артист Владимир Винокур — еще один близкий друг композитора — вспоминал, что начал собственную карьеру, записывая в массовке ВИА «Самоцветы» песню «Прощай». «Но потом я ушел в другую сферу (господин Винокур известен своей работой в жанре, который сейчас принято называть стендапом.— “Ъ”), а Славик мне постоянно говорил: "Вовка, завязывай с юмором и давай петь"»,— самокритично признавался артист. Отдельно он отметил отсутствие у друга пресловутой «звездной болезни»: «У Славика была действительно всенародная любовь, а он все равно смог остаться скромным человеком».

О скромности композитора попытался рассказать и его соавтор поэт-песенник Симон Осиашвили, но от волнения запутался в математических правилах. «Человек — это дробь, в которой числитель — мнение других об этом человеке, а знаменатель — мнение самого себя,— рассуждал он.— Вот у Славы и числитель был огромный, и знаменатель, потому что он был личностью, но не выпячивал это». По-видимому, господин Осиашвили имел в виду, что знаменатель композитора, наоборот, не был огромным. «Плоховато у Симона с математикой»,— прошептал мужчина в толпе. «Ну это и нормально, он же поэт»,— ответил ему сосед.

Композитор Юрий Антонов не мог, конечно, не напомнить, что Вячеслав Добрынин при рождении был Вячеславом Антоновым, но в 1972 году сменил фамилию, чтобы его не путали с уже известным коллегой.

Теперь же, в 2024-м, господин Антонов признал над гробом товарища, что «Славик был первым» и по количеству песен, и по работоспособности в целом. «Он постоянно звонил мне по ночам. Ему все равно было — час ночи, три часа, он хотел обсудить песни и творчество. Как мы обсуждали их еще в начале 1970-х точно так же, ночью в его квартире. И я тогда предрекал ему славу,— вспоминал господин Антонов.— Мы вообще были такой тройкой: я, он, Лева (Лещенко.— “Ъ”). У нас даже была любимая фотография, где мы втроем запечатлены в интересном состоянии». Пожилой мужчина в толпе заулыбался: «Я фотографом был, делал такой кадр, где они втроем над чем-то смеются. Может, он про него и говорит».

Продюсер Игорь Матвиенко вспоминал, что композитор был для него «первым учителем популярной музыки». «Он всегда понимал, как важен припев. И что именно он определяет хит,— рассказывал господин Мативиенко.— Все, что он писал, он сам и пропевал». Певец Александр Маршал также рассказывал, как многому он научился у композитора: «Но сблизила нас любовь к Beatles. Он был настоящим битломаном, обещал мне написать песню в их стиле недавно, но не успел, получается…»

Фотогалерея

Прощание с Вячеславом Добрыниным

Смотреть

К концу церемонии распорядитель дал слово всем желающим. К микрофону начали выходить участники многочисленных ансамблей, исполнявших песни композитора, и, конечно, благодарные поклонники. Одна из женщин в толпе постеснялась взять слово, но махала в поддержку выступавших сложенной из газеты самодельной куклой с лицом Вячеслава Добрынина. «Я и на концерты такие делала»,— объясняла она несколько недоумевавшим скорбящим.

Через два с половиной часа церемония прощания закончилась и началось отпевание, после которого всех пригласили к выходу. Шел ливень, но люди все равно выстроились в длинный коридор, раскрыв разноцветные зонтики. Когда гроб с телом композитора вынесли из зала прощаний, раздались бурные аплодисменты — они не смолкали, пока похоронная процессия не скрылась из виду. Только тогда поклонники начали расходиться. «Дождь какой сильный пошел… А должен был туман быть»,— под нос ворчал мужчина, пытаясь обойти лужу. «Ну, у тебя зонтик синий,— заметила его спутница.— Считай, как тот самый туман!» Через несколько часов Вячеслава Добрынина похоронили на Троекуровском кладбище.

Полина Ячменникова

Фотогалерея

Как складывалась карьера Вячеслава Добрынина

Смотреть

Вся лента