Электромобили почувствовали тягу

Какова динамика их продаж в России

Спрос на электромобили в России за год вырос почти вдвое, об этом свидетельствуют данные сервисов по продаже машин. Как пишут «Известия», участники рынка зафиксировали рост интереса к электрокарам с апреля по конец августа. И он оказался на 98% выше в сравнении с тем же периодом 2023-го.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

При этом о перспективах массовых продажах электромобилей пока речи не идет, отметил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Резкий всплеск случился до 1 апреля, когда стало понятно, что ввозить электромобили, как и другие машины, с занижением таможенной стоимости уже не получится. Всю растаможку электрокаров перенесли на территорию России. Вот тогда, до апреля, у нас продавалось ежемесячно около 2 тыс. таких машин. Как только наступило 1-е число, этот показатель упал ровно в два раза. Сейчас россияне в основном покупают дорогие модели, которые стоят от 4 млн руб. до 10 млн. руб., то есть это по-прежнему в значительной степени игрушки для богатых. У нас практически как не было относительно недорогих электромобилей, которые мог бы приобрести каждый человек, так их до сих пор и нет».

В целом количество зарегистрированных электромобилей в стране за три последних года выросло втрое, до 55 тыс. Это данные Минэкономразвития. Еще недавно каждая третья такая машина была японской. Сейчас долю на российском рынке наращивают китайские бренды. Причем вскоре выбор моделей из КНР заметно увеличится, считает независимый эксперт автомобильного рынка Олег Мосеев:

«Если брать чистые "электрички", то на первом месте Zeekr. Этот бренд воспринимается как премиум, плюс соотношение цена-качество очень хорошее, поэтому он безусловный лидер в этой категории.

Если говорить про Lixiang, то их продается больше, но это в основном гибриды. У нас появляется официально WEY. Это машина, которая продается в Европе, и при этом бренд стал победителем в своем сегменте по краш-тестам.

В ближайшее время в России ждут Avatr. По слухам, заканчивается его сертификация, и вскоре будет подписано Одобрение типа транспортного средства. И, соответственно, после этого машины начнут поставляться в страну официально. Это дочерний бренд Changan, премиум-марка электрокаров. Не очень у него складывается история с продажами в ЕС и США: долго готовились, и в результате европейцы ввели суперпошлины. Понятно, что все модели в этой категории будут стоить от 6 млн руб. и до 10 млн руб.».

На мировом рынке электромобилей сейчас по продажам лидируют Tesla и модели китайской марки BYD. В России эти бренды официально не представлены, но интерес к ним в стране есть, рассказал президент ГК Favorit Motors Владимир Попов. По его словам, пользуются спросом и другие модели, которые ввозятся по параллельному импорту, но с их обслуживанием могут возникнуть проблемы: «Мы понимаем, что есть очень понятная марка Tesla и новый лидер на этом рынке — BYD. В премиум-сегменте есть электромобили бренда Lotus. Это, наверное, самое правильное, дорогое из Китая. Все знают марку Zeekr. Частично в Россию завозятся Lixiang именно на батарейках. В модельном ряду и продажах суммарно доля именно электромобилей в премиальном сегменте не превышает 10% от общего объема, но динамика очень сильно разнится от марки к марке.

Обслуживание этих машин частично производится за счет того, что дилеры, которые привозят их по параллельному импорту, дают свою гарантию. Пока потребитель выбирает самые разные варианты.

Но это, конечно, очень быстро закончится, потому что, как только начнутся проблемы с перезагрузкой и аккумулятором, а это обязательно произойдет, пыл немного поубавится. Что касается цен, то добавляйте сразу к ним 75% относительно того, что есть в КНР, и вы получите машину в Москве. Это и будет ее себестоимость».

По данным Российского энергетического агентства Минэнерго, число публичных зарядных станций в России за год выросло вдвое, до 7,4 тыс. При этом почти половина из них расположена в Центральном федеральном округе.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента