Играть по полной

Как прошло первое полугодие для российских разработчиков видеоигр

Объем российского рынка видеоигр, по разным оценкам, к концу года может достичь от 130 млрд до 187 млрд руб., подсчитали профильные аналитики и представители индустрии. В первом полугодии рынок стабилизировался после кризиса 2022 года и демонстрирует рост, отмечают в компаниях. “Ъ” разбирался, чем обусловлены текущие показатели, какие законодательные изменения повлияли на отрасль в январе—июне и какие риски видят для себя разработчики.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Объем рынка видеоигр по итогам 2024 года увеличится на 6,1% и достигнет 187 млрд руб., подсчитали в Strategy Partners и Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ). Так, мобильный сегмент займет 44% рынка (81,2 млрд руб.), ПК — 48% (89,8 млрд руб.), консольный — 8% (15,4 млрд руб.). В Lesta Games (игры «Мир танков», «Мир кораблей», Tanks Blitz) приводят более консервативный прогноз — 130–140 млрд руб. (см. «Ъ» от 11 сентября).

«По итогам прошлого года доходы индустрии выросли на 4,7% год к году и составили 176 млрд руб.,— отмечают в Strategy Partners.— Однако этот рост также был обусловлен ростом цен на зарубежные видеоигры ввиду более сложных способов их оплаты, а также девальвацией рубля». Так, в долларовом выражении рынок видеоигр в прошлом году снизился на 2,5%. До 2022 года российский рынок видеоигр измеряла компания My.Games (в 2022 году объявила об уходе из РФ). Последний отчет датирован 2021 годом: тогда объем рынка My.Games оценивала в 177,4 млрд руб. (речь идет о выручке от продажи всех игр в РФ).

Инициативы в игре

За последние два года отечественные разработчики видеоигр перешли от модели работы на международной арене к развитию продукта на локальном уровне и экспансии на азиатские рынки и в страны СНГ, отмечают опрошенные “Ъ” участники отрасли.

После начала конфликта на Украине российский рынок покинули все ведущие международные компании, в их числе Activision Blizzard (игры — Call of Duty, Diablo, StarСraft и др.), Electronic Arts (Sims, Fifa, Need for Speed), Ubisoft (Far Cry, Assassin`s Creed, Watch Dogs). «Российские разработчики, которые ориентировались на глобальное продвижение, тоже либо полностью ушли, либо открыли в РФ дочерние компании, либо разделили бизнес»,— комментируют в Strategy Partners. «Сейчас в РФ остались компании, которые имеют российскую юрисдикцию, работают на нашем рынке и в странах СНГ». «В 2022 году также умер рынок аутсорсинга видеоигр в России — это те, кто работал на западных заказчиков, поскольку стало проблематично «приземлять деньги» в России,— объясняет экс-директор по продукту Wargaming Вячеслав Макаров. Однако, по его мнению, это «не затормозило развитие российского рынка видеоигр, а переструктурировало его».

В правительстве уже обратили внимание на игровой сегмент IT-рынка: на разработчиков распространяются как продленные льготы для IT-сотрудников, так и льготный НДФЛ для компаний. «Безусловно, нас радует тот факт, что продлили льготы, но для развития отрасли»,— поделился руководитель юридической службы Lesta Games Александр Смирнов. Он также выделил как значимую инициативу об оплате сверхурочных, о которой стало известно в апреле (соответствующий закон вступил в силу уже с 1 сентября). «Мера, безусловно, коснется нас, поскольку, ставя в приоритет комфорт игроков, мы проводим профилактические регламентные работы на оборудовании в ночные часы, когда наши игроки спят»,— поясняет он.

Руководитель РВИ Василий Овчинников отмечает принятие нового закона о креативных индустриях (одобрен президентом РФ Владимиром Путиным в августе). По словам господина Овчинникова, это первый законодательный акт, в который включены видеоигры: «Можно сказать, что их производство узаконено; мера должна открыть доступ к принятию видеоигровой разработки, что в дальнейшем позволит рассчитывать индустрии на поддержку». В этой связи он отмечает, что в августе было подписано соглашение между Россией и Китаем о совместном производстве и продвижении видеоигр.

При этом в Astrum Entertainment считают, что с начала года в игровой индустрии не произошло каких-либо серьезных законодательных изменений. Российское законодательство в отношении видеоигр делает акцент на соблюдении интеллектуальной собственности и авторского права, говорят в компании: «Сейчас в разработке проект по добровольной маркировке видеоигр на предмет чувствительного контента. Важно, что инициатива исходит от игроков отрасли, которые обсудили свои предложения с регуляторами и запустили объемный проект, удовлетворяющий запросам всех участников процесса».

Игровая атмосфера

Условия, в которых оказались участники российской отрасли после ухода зарубежных игроков, привели к сплочению индустрии, считают в Astrum Entertainment. В качестве примера представитель компании приводит создание Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игры (входят VK Play, Astrum Entertainment, United Games). «Профессиональные разработчики и издатели поняли, что необходимо не просто зарабатывать деньги, но и вкладываться в развитие рынка: кадровым потенциалом, экспертизой, финансами»,— заверяет руководитель московского подразделения группы Lesta Games Гаухар Алдиярова. Так, компания занимается обучением стажеров в рамках специальных программ. «Например, в "Леста Академии" мы участвуем в индустриальных мероприятиях, выставках,— рассказывает она,— так как знаем по опыту, что без питательной среды в итоге вокруг останется выжженная земля и не будет развития рынка и индустрии».

В целом за семь месяцев количество размещенных вакансий среди разработчиков игр в России увеличилось на 23%, подсчитали в HeadHunter (см. «Ъ» от 7 августа). По словам участников рынка, рост спроса связан с новыми проектами отечественных студий и активностью азиатских компаний, работающих в РФ. Некоторые разработчики допускают, что тренд обусловлен и поручением президента РФ Владимира Путина о разработке отечественной игровой консоли (см. “Ъ” от 27 марта). О готовности начать ее разработку и производство уже объявили «Ростелеком» и «Бештау».

«Кроме того, в поисках новых решений в области инфраструктуры, разработки, сервисов и услуг приходится искать новых партнеров, находить новые точки соприкосновения»,— отмечает Гаухар Алдиярова. По ее словам, раньше в глазах государства геймеры были частью большой сферы IT, «теперь мы на стыке IT и креатива». Аудитория в России по-прежнему интересуется играми, люди готовы играть и готовы за это платить, говорят в Astrum Entertainment. В компании считают, что «из-за сложностей с оплатой в зарубежных сторах многие потребители перешли на отечественные площадки, что открывает дополнительные возможности перед российскими разработчиками, упрощая доступ к российской аудитории геймеров, а магазины приложений, в свою очередь, готовы предоставлять инструменты для продвижения локальных продуктов».

Гонка на замедление

«В сложное время игры становятся одним из самых доступных видов развлечений»,— отмечает операционный директор «Мира танков» ГК Lesta Games Борис Синицкий. Этот фактор особенно важен в тот момент, когда доступность международного рынка снижается для российского потребителя в силу ограничений издателей и платежных систем, объясняет топ-менеджер: «При этом указанные ограничения хотя и снижают конкуренцию для отечественных разработчиков и производителей, развитию рынка не способствуют, поскольку замедляют приток новых или возвращение прежних потребителей игрового контента».

Сейчас в отрасли известно минимум три группы, которые готовятся консолидировать рынок и публично выйти на него, например, через торговлю акциями на Московской бирже, говорит Василий Овчинников: «Но в сегодняшней экономической ситуации это сложно — высокая ключевая ставка влияет на деловую активность и, конечно, отсрочивает эти инициативы». Негативно влияют на рынок и новые санкции, волна «ухода сервисов», перечисляет он, таких как Notion, ClickUp, Miro, а также «изменения в государственном регулировании».

Среди негативных факторов, влияющих на развитие рынка, в Astrum Entertainment называют общемировой дефицит инвестиций от профильных и непрофильных инвесторов, что усложняет выход на рынок локальных компаний и проектов. «Кроме того, есть риск потери технологической автономии разработчиков и издателей от западного программного обеспечения, отмечают в компании. Однако на данный момент ситуация стабилизировалась благодаря использованию аналогов и разработке собственных технологий».

Юлия Юрасова

Вся лента