Город объявил конкурс на три сотни камер
за 1,2 млрд рублей
Смольный объявил конкурс на размещение 300 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД по 180 адресам в разных районах города. Победитель за 1,2 млрд рублей должен разместить камеры, которые город возьмет у него в аренду на два года. В среднем временное пользование одним комплексом обходится бюджету в 1,8–2 млн рублей в год. Эксперты называют модель малоэффективной и видят нелогичным демонтаж устройств по истечении срока аренды.
Подведомственный комитету по информатизации Городской мониторинговый центр (ГМЦ) начал поиск подрядчика, который за 1,2 млрд установит 300 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД по 180 адресам в разных районах города. Камеры у победителя конкурса ГМЦ возьмет в аренду на два года, следует из конкурсной документации.
Комплексы фиксируют нарушение скоростного режима, правил стоянки или остановки, выезд на встречную полосу, на трамвайные пути, нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки и другое. Установку дорожных камер ведут в соответствии с адресным перечнем, который ежегодно формируется Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области на основе анализа мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, отмечают в ГМЦ.
По данным комитета по информатизации и связи, общее количество комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в Петербурге в сентябре 2024 года составляло 1544 единицы, из них 1,5 тыс.— стационарные и 44 — передвижные. В прошлом году камеры выявили более 10 млн нарушений ПДД, в 2022-м — 9,5 млн, в 2021-м — 7,5 млн. С января по август 2024 года устройства зафиксировали более 15 млн случаев.
Согласно условиям контракта, на момент передачи комплексов во временное пользование подрядчик должен установить их по предложенному Центром перечню адресов, предварительно протестировав. Оборудование должно быть интегрировано в СПО «Паутина» — спецсофт для фиксации нарушений правил дорожного движения, раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей, и поиска автовладельцев, скрывшихся с мест ДТП.
Обслуживание линий и каналов связи, расходы на их содержание, техобслуживание, включая траты на ремонт, оплата аренды кабельной канализации и опор, а также расходы на электроэнергию будут покрываться подрядчиком за свой счет. Он же своими силами займется согласованием размещения комплексов на опорах освещения и контактной сети электротранспорта, фасадах домов, элементах городской и дорожной инфраструктуры. По завершению контракта исполнитель должен отключить комплексы от электросетей и демонтировать их.
В начале 2024 года победителем конкурса на передачу 80 комплексов в аренду городу за 884 млн рублей стал «Ростелеком». Компания выигрывает «арендные» тендеры более трех лет подряд. В 2021 году за 874 млн рублей с ней был заключен контракт на передачу во временное пользование 220 камер. В 2022 и 2023 годах «Ростелеком» подписал с ГМЦ еще два (действующие на сегодня) контракта на 580 комплексов за 2,8 млрд рублей.
Договоры по аренде камер ГМЦ заключает с компаниями на два-три года. По подсчетам «Ъ-СПб», в среднем установка, содержание и демонтаж одного комплекса обходятся бюджету в 1,8–2 млн рублей в год.
Вице-председатель МООЗПП «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов называет модель аренды городом камер у частных компаний малоэффективной.
Он поясняет, что город вынужденно делает проект «коммерческим». В случае, если по местам установки камер будет фиксироваться мало нарушений ПДД, город будет нести убытки. Соответственно, места для расположения комплексов выбираются не с позиции аварийности, а с позиции коммерции — то есть там, где водители не создают большой угрозы, но часто нарушают правила дорожного движения.
Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что модель аренды выглядит логичной, но только в том случае, если по завершении срока аренды не осуществляется демонтаж устройств.
«В данном случае логика в том, чтобы обеспечить последующую оптимизацию за счет ухода от демонтажа и постепенного увеличения количества и плотности этих комплексов. Потому что фактически каждая дорожная камера является самоокупаемой за счет того, что величина штрафов существенно превосходит расходы на ее размещение»,— отмечает эксперт.
В целом в 2023 году поступления от штрафов за нарушение ПДД и платы за парковки в бюджет Петербурга превысили 11 млрд рублей.