«Наши гости не отказались от импортных напитков»

Евгений Ничипурук, основатель сети гастробаров «Раковая»

К существенным изменениям на алкогольном рынке пришлось адаптироваться не только потребителям, но и рестораторам. О том, насколько заведения общепита зависимы от импортных поставок и есть ли у отечественных производителей шанс занять заметное место на рынке, «Ъ» рассказал основатель сети «Раковая» Евгений Ничипурук.

Евгений Ничипурук

Фото: Георгий Кордава / из личного архива Евгения Ничипурука

— Насколько российский ресторанный рынок зависим от поставок импортного крепкого алкоголя?

— В наших заведениях на долю импортного алкоголя приходится порядка 80% от общего объема закупок продукции для бара.

— Сильно ли ощущались проблемы с закупками импортного алкоголя после начала специальной военной операции?

— Примерно до мая 2022 года проблем, кроме роста цен, не было. Рынок, напротив, был перенасыщен предложением, так как у уходивших зарубежных алкогольных производителей оставались большие запасы на складах. Но все понимали, что эти запасы кончатся, а как делать в будущем закупки, было неясно.

Летом 2022 года мы не знали, какой вид алкоголя к нам приедет и приедет ли вообще, и поэтому у нас не было стандартного меню, а ассортимент и цены распечатывались на бумаге ежедневно. Это длилось несколько месяцев, позже поставки наладились через параллельный импорт. Но о стабильности можно было говорить только с конца 2023 года.

Основная проблема — это серьезный рост цен. К примеру, в начале 2022 года виски Macallan в закупке стоил порядка 2,5 тыс. руб. за бутылку 0,7 л, сразу после — 4,5–5 тыс. руб., а сейчас цена достигла 8–9 тыс. руб. Здесь работает принцип «хоровода» — чем больше рук касается, тем выше стоимость. Рук стало гораздо больше.

— Был ли у вас момент, когда вы были заменяли импортный алкоголь отечественным?

— Мы не могли пойти на это, иначе мы бы потеряли гостей.

— Они так и не переориентировались на российские аналоги джина, рома, виски и других крепких напитков?

— В основном наши гости, даже несмотря на значительное удорожание импортных напитков, так и не отказались от них. Просто есть те, кто стал реже посещать бары, но на отечественные напитки они не перешли.

— Даже рост цен этому не способствовал?

— В премиальном сегменте значительных изменений в связи с этим не произошло. Да, у потребителя был шок из-за удорожания привычных напитков в два-три раза, но это новая реальность, к которой пришлось привыкать. В более массовом сегменте, я думаю, люди в первую очередь ориентируются не на качество, а на цену и готовы переходить на отечественные аналоги.

— Почему российским производителям алкоголя не удалось занять место ушедших из РФ брендов?

— Прошло слишком мало времени. Адаптация потребителя к новым брендам, понимание того, что российский производитель может делать качественный продукт, происходит десятилетиями. Для этого необходимы серьезная маркетинговая работа и денежные вливания.

За рубежом уже есть культура производства того или иного вида алкоголя в зависимости от страны. Например, немцы веками варят пиво, ирландцы и шотландцы — производят виски, голландцы — джин. Они столетиями подбирали сырье и создавали рецептуру. Это же аналогично автопрому — мы столько лет пытаемся, но так и не можем сконструировать Mercedes. К тому же на российском рынке сейчас стало гораздо сложнее найти необходимое сырье.

— Есть ли у отечественных производителей алкоголя шанс занять определенную нишу и конкурировать с импортом?

— На мой взгляд, российским производителям стоит сконцентрироваться на тех напитках, которые исторически связаны с Россией, например, водке или самогоне. В этом сегменте уже есть успешные примеры — Beluga пользуется популярностью не только у нас, но и за рубежом. Есть и новые ниши. Из России пропал польский полугар, который любят потребители. В любом случае отечественные производители смогут конкурировать ценой, а на рынке HoReCa преобладают заведения, для которых это более важный фактор, чем качество.

Интервью взяла Дарья Андрианова

Виски подравняли параллельно

На российский рынок крепких напитков некстати для местных брендов вернулся импорт

Читать далее

Вся лента