Послания нашли адресатов
Международный кинофестиваль завершился в Петербурге
В Санкт-Петербурге завершился XXXIV Международный кинофестиваль (МКФ) «Послание к человеку». За девять дней на разных площадках города было показано более 200 документальных и игровых, полнометражных и короткометражных, классических и экспериментальных фильмов. Лучшей кинокартиной жюри назвало полнометражную документальную ленту «Ночь темна. Прощай здесь и везде» режиссера Сильвана Жоржа. Кого еще отметили и как прошла торжественная церемония закрытия в киностудии «Лендок» — в материале «Ъ-СПб».
На Новой сцене Александринского театра 18 октября президент фестиваля Алексей Учитель и режиссер из Непала, член жюри международного конкурса Мин Баадур Бам перерезали кинопленку, символичная давая старт «Посланию к человеку». Спустя неделю, вручив победителям и призерам все награды, господин Учитель и члены жюри так же символично закрыли мероприятие, упаковав бобины с пленками и сдав их в архив киностудии «Лендок».
«Если бы фильмы фестивальной программы показывались на 35-мм пленках, то это были бы километры ленты. Если быть точным и перевести хронометражи всех 217 картин в расстояние, то получилось бы 276,5 км»,— подвел итог 34-го «Послания» ведущий церемонии закрытия и директор Александринского театра Александр Малич. Его соведущая, режиссер, призер МКФ прошлого года в национальном конкурсе Рената Джало добавила: «Фестиваль подходит к концу, а значит, последняя кинолента в символическом фестивальном кинопроекторе вот-вот перестанет крутиться. Настало время сложить все отсмотренные фильмы, упаковать их в специальные кофры и бережно отправить в архив фестиваля».
В архив отправились десятки фильмов, снятых режиссерами из 30 стран. За конкурсную кинонеделю жюри отсмотрело 77 картин.
Главную награду — «Золотого кентавра» — за лучший фильм 34-го фестиваля вручили режиссеру из Франции Сильвану Жоржу. Он представлял картину «Ночь темна. Прощай здесь и везде» (Франция — Швейцария, 2023). Трехчасовая лента рассказывает о марокканских юнцах, Малике и его друзьях, которые мечтают добраться до европейских берегов. Миграция — одна из основных тем работ Сильвана Жоржа.
«Для меня очень важно, что мой фильм показали в России. Он создавался под воздействием великого русского кинематографа: Тарковского, Параджанова, Каневского. Под впечатлением от русской поэзии — Мандельштама и Маяковского. В нем, как мне кажется, прослеживаются элементы влияния русского театра»,— передал всем онлайн-послание господин Жорж.
Приз за лучшую режиссуру — «Серебряного кентавра» — «за мощную и чувствительную постановку, которая превращает детскую историю в размышление о состоянии человека» получил режиссер из России Максим Кужба. В конкурсе участвовал его короткометражный игровой фильм «Сыра земля».
Лучшим документальным фильмом национального конкурса с формулировкой «за показ возможности другой жизни» члены жюри назвали «У ветра нет хвоста» молодых режиссеров Ивана Власова и Никиты Сташкевича, выпускников ВГИКа мастерской Сергея Мирошниченко. За час до вручения заветного «Золотого кентавра» создатели получили за эту картину не менее важную награду — приз имени Александра Расторгуева (российский кинорежиссер-документалист, убитый в 2018-м в Центральноафриканской Республике во время съемки фильма.— «Ъ-СПб») с формулировкой «за смелость говорить о судьбе исчезающих народов, за способность авторов зачерпнуть нефть жизни из вечной мерзлоты». Иван Власов и Никита Сташкевич получили камень — гранит, который был найден в Армении друзьями погибшего документалиста. Специальным призом памяти Александра Расторгуева награждают на фестивале с 2018 года.
«Это история о судьбе ненцев, кочевого народа: о том, как девочку из большой семьи отрывают от родных мест, традиционного образа жизни, чтобы отправить ее учиться на Большую землю в школу-интернат. История о том, какую травму переживают дети кочевников. Мы хотели поднять эту тему и надеемся, что политика обучения детей на Севере как-то изменится»,— прокомментировал «Ъ-СПб» Никита Сташкевич.
«Золотого кентавра» за лучший экспериментальный фильм с формулировкой «за мастерское, полиритмическое, не лишенное иронии изображение уязвимости человеческого бытия в условиях природных и социальных угроз» в международном конкурсе In Silico получил американский режиссер Фрэнк Хит, снявший «Береги свой дом (пойми правильно)». Это монтажная работа, собранная из потока рекламных роликов, социальной рекламы и многочисленных видео, посвященных широкому спектру всевозможных угроз, говорится в программе фестиваля.
Приз жюри прессы «за доброжелательный юмор и удачно выбранный ракурс, который становится ключом к разговору на сложную тему» достался российскому режиссеру Алексею Ханютину за киноленту «Вечно живой».
Он же получил специальный приз почетного президента фестиваля Михаила Литвякова.
«Вечно живой» — картина о судьбе многочисленных памятников Владимиру Ленину, установленных, кажется, в каждом городе России. Алексей Ханютин выбрал 10 памятников Владимиру Ильичу и снял то, что происходит вокруг них. «В создание фильма вмешалась сама жизнь. Изначально предполагалось, что фильм о памятниках Ленину будет иметь несколько иную географию, что это будет международный проект, в котором будет Германия, Латвия, Украина, Белоруссия, Киргизия. То есть все те страны, в которых сохранились или, может быть, уже исчезли памятники вождю. Но в силу всем понятных причин международная часть у нас отвалилась, и мы сосредоточились на том, что происходит в России»,— рассказал о задумке режиссер во время награждения.
Почетную награду за вклад в мировое киноискусство Алексей Учитель в начале церемонии вручил легендарному режиссеру Артавазду Пелешяну.
«Фестиваль прошел замечательно. Когда ты входишь в кинозалы и видишь огромное количество людей, преимущественно молодых,— какой-то удивительный интерес к серьезному большому кино. Ренессанс нашего фестиваля. Думаю, что в этом году мы побили рекорд по количеству зрителей, по количеству стран. Мы будем двигаться вперед»,— высказался со сцены Алексей Учитель.
За несколько часов до объявления победителей в кинотеатре «Аврора» уже традиционно показали фильм закрытия. В этот раз им стала лента «Все, что нам кажется светом» режиссера Паял Кападиа. Выбор интересен из-за значимости для индийского кино — это первый с 1994 года проект, который попал в конкурс Каннского кинофестиваля, а по его итогам получил Гран-при.
«Все, что нам кажется светом» показывает жизнь трех медсестер, работающих в доме престарелых в Мумбаи. Однако из-за увольнения одной из героинь подруги решают уехать из мегаполиса в деревню на побережье океана. Хотя сюжет описывается в нескольких предложениях, роуд-муви уникален медитативностью. Зритель замедляется вместе с героями, попадая на сеанс психотерапии, после которой должен понять, от чего бежит сам. Картина подхватывает у западных проектов эстафету на рассказ о проблемах феминизма, бедности и неравенства в развивающихся странах. Лента — яркий пример фестивального кино, где подача важнее художественной ценности.
В следующем году МКФ отметит 35-летие: первое «Послание к человеку» было отправлено в Ленинграде в 1989 году. Несмотря на сложные обстоятельства, фестиваль живет, остается международным и делает новые режиссерские имена заметными и значимыми для мира документального кино.