«Социальная ответственность начинается с любви и уважения»
Экспертное мнение
Почти четверть российских компаний в прошлом году сократила расходы на экологические инициативы, благотворительность и другие формы социальной ответственности. Несмотря на это, бизнес сохраняет курс на «социалку». Генеральный директор ГК «Супротек» Сергей Зеленьков рассказал корреспонденту Social Report о том, насколько сложно сегодня малому бизнесу быть социально ориентированным и почему меценатская деятельность не любит громких слов.
SOCIAL REPORT: Как вы считаете, стала ли социальная ответственность нормой для бизнеса в наши дни? Как с этим обстоят дела в сегменте автомобильной химии?
СЕРГЕЙ ЗЕЛЕНЬКОВ: С момента, когда в России начался переход от социалистически ориентированного строя к новой формации, и до недавнего времени предприниматели были предоставлены сами себе. Государству было не до малого и среднего бизнеса. Повышение налогов, отсутствие ясной инвестиционной политики, коммерциализация банков — все это сформировало определенное отношение бизнеса к социальным вопросам.
Если человек был воспитан в советские времена, то у него остались еще те внутренние принципы: отношение к другому человеку как к равному, необходимость заботиться о других и прочее. Уважительное отношение было и к человеку труда. Предприниматели новой формации больше ориентированы на доход, на прибыль, на все, что касается себя. Поэтому о направленности бизнеса на социальную ответственность, с точки зрения некоего общего тренда, говорить, на мой взгляд, не приходится.
Но в последние годы стратегии стали меняться. Люди, которые прошли длинный путь предпринимательской деятельности, начали понимать, что без заботы о своих сотрудниках, без заботы о тех, для кого ты трудишься, для кого создаешь свои продукты, ничего хорошего не произойдет. Да, будут временные успехи, но в дальней перспективе это не приведет к нормальным результатам. А любая деятельность должна быть направлена на конкретного человека. Это важно осознавать.
SR: Выгодно ли малым и средним предприятиям сегодня быть социально ориентированными?
С. З.: Лет тридцать назад, на заре нового российского «капитализма», направляя часть своих доходов на поддержку культуры, искусства и спорта, бизнес мог легально покрывать эти затраты за счет снижения налога на прибыль. Потом от этого отказались. Может ли сегодня малое предприятие заботиться о культуре, искусстве и спорте, если у него нет для этого никакой экономической мотивации? Сегодня у малых предприятий есть задача выжить. Не развиваться, а выжить.
Социальная ответственность не может касаться каких-то отдельных сфер, она касается конкретного человека, который трудится на рабочем месте. По мере возможностей в нашей компании мы поддерживаем людей, которые, например, ушли на пенсию и уже не могут работать. Такая «корпоративная пенсия» — не бог весть какие деньги, но мы это делаем. Помогаем, когда есть необходимость, сотрудникам при лечении. Я бы даже не стал называть это социальной ответственностью. Это базовые принципы взаимоуважения и любви к человеку.
SR: Одним из ключевых аспектов социальной ответственности для производителей как автомобилей, так и компонентов к ним является снижение негативного воздействия на окружающую среду. Какие сберегающие технологии использует ваша компания в производстве своих продуктов?
С. З.: Много лет назад я ездил по российским выставкам, и у меня в руках был сертификат, который говорил о том, что после применения триботехнических составов «Супротек» снижалось количество выбросов СО2 — до 30%, СН — до 96%. Это те самые отработанные автомобильные газы, которыми мы с вами дышим на улицах. Мы тогда гордились тем, что вносим такой существенный вклад в экологию. Но нас постигло разочарование — это было мало кому интересно.
Глобально наши ресурсосберегающие технологии могут существенно снижать тепловое воздействие на атмосферу и влиять на улучшение экологической ситуации как в стране, так и в мире. Экологичность — значимая для нас тема. И мы продолжаем ее исследовать. Наши технологии и продукты уникальны. Мы просто делаем свое дело, помогая людям продлить жизнь автомобилям и механизмам. Это позволяет владельцам меньше тратиться на покупку новых деталей, а сэкономленные средства — направить на здоровье, отдых, культуру.
SR: Ваша компания выпускает также продукцию для индустриального сектора. Какова ее роль в формировании «чистых производств»?
С. З.: Да, наше подразделение «Супротек-Пром» наращивает объемы и ассортимент индустриальных смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ). Станкостроение в стране развивается сейчас быстрыми темпами, и охлаждающие жидкости в процессах металлообработки — неотъемлемая составляющая любого производства. Но большой проблемой остается воздействие смазок и жидкостей на кожу операторов станков. Наши технологи разработали био-СОЖ, которая не влияет негативно на кожный покров работников. Но, к сожалению, ее можно использовать не для всех металлов и сплавов. Мы пошли дальше и стали искать другие варианты, разработали СОЖ на масляной основе, которая также не воздействует агрессивно на кожные покровы, но справляется с большинством задач по металлообработке. Не сказать, что мы смогли импортозаместить все существующие продукты для станочных парков, но какую-то немалую часть нам удалось заменить.
SR: Инвестируете в социальные проекты? Могли бы рассказать подробнее?
С. З.: Мы поддерживаем очень широкий спектр автоспорта: трофи-рейды, классическое ралли, шоссейно-кольцевые гонки, ралли-рейды. Мы считаем, что автоспорт в России недооценен. У нас очень много талантливых пилотов и инженеров, которых, безусловно, нужно чествовать и которыми можно гордиться.
Много лет назад мы взяли на себя миссию формирования культуры эксплуатации автомобиля. Придумали радиопрограммы, в которые приглашаем лучших журналистов автомобильной тематики. Они рассказывают о новых автомобилях, об опыте эксплуатации и так далее.
Эксперты ГК «Супротек» рассказывают о ресурсосбережении, о том, как можно сохранить двигатель, коробку и другие механизмы. Мы тратим на это большие средства, чтобы формировать культуру эксплуатации. Это тоже наша социальная ответственность.
В частном порядке стараемся поддерживать искусство, например, проводим ежегодный джазовый фестиваль. Кроме того, поддерживаем то, о чем не принято говорить. Меценатская деятельность не любит громких слов. В ином случае она превращается в спонсорство. Если в автоспорте у нас есть определенные публичные и коммерческие задачи, то в остальных вещах никакой коммерции нет.
SR: Как вы развиваете корпоративную социальную ответственность внутри компании? На чем она строится?
С. З.: Стараемся в первую очередь, чтобы психологический климат в нашем коллективе был добрым. Чтобы люди друг другу оказывали поддержку, обменивались опытом. Наш учебный центр «Малая академия "Супротек"» занимается обучением разных специалистов: будь то продавец торговой точки или сотрудник авторемонтного предприятия. Центр работает и на повышение квалификации сотрудников. Наши специалисты участвуют в отраслевых конференциях, семинарах, паблик-токах. Развиваем корпоративные СМИ, выстраиваем и укрепляем горизонтальные связи внутри компании. Ведь наши подразделения и дилеры работают по всей России — от Камчатки до Калининграда. А с учетом того, что наша технология экспортируется на глобальный рынок, можно сказать, что внутрикорпоративный пиар охватывает все континенты.
Важно помнить, что сейчас у России есть два союзника: интеллектуальные производительные силы и поддержка государства. Без патронирования промышленного сектора ни о каком росте и развитии говорить не приходится. И хорошо, что государственное управление сейчас разворачивается лицом к своему производителю. А мы — российские предприниматели — получаем таким образом возможность развивать свою ответственность перед обществом.