Больше жилья — больше и зелени

Как застройщики создают гармоничную городскую среду — и с чьей помощью получится лучше

Весной 2025 года исполнится десять лет с начала реализации крупнейшего проекта благоустройства и озеленения Москвы — программы «Моя улица».

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, за годы существования проекта столичные власти повысили привлекательность городских пространств и сделали их комфортными для местных жителей.

Фото: Экоплант

Градостроители и девелоперы по всей стране подхватили тренд на создание здоровой городской среды. Впрочем, дело не только в моде на благоустройство и озеленение, но и в здравом смысле: контакт с природой влияет на благополучие людей и позволяет застройщикам хорошо заработать.

Токсичность больших городов

Сегодня в городах проживает до 56% мирового населения, и прогнозы на 2050 год говорят об увеличении показателя до 60%.

Фото: Экоплант

В то же время города создают для жителей опасные риски: в 2019 году ученые Орхусского университета выяснили, что у горожан до 50% выше риск развития аффективных расстройств и тревожности, чем у сельских жителей, а у городских детей на 200% выше риск развития шизофрении, чем у деревенских. К числу причин тому ученые отнесли дефицит зеленых зон, плохую экологию и оторванность горожан от естественной природной среды.

Характерно, что сегодня при выборе жилья в черте города покупатели ожидают от девелоперов не только качественного строительства, но и обеспечения комплексного озеленения территорий новых жилых районов, особенно если речь идет о сегментах бизнес-класса и выше. Пока не все застройщики адаптировались к новым условиям, хотя признают, что сделать это стоит скорее и эффективнее.

Фото: Экоплант

Как девелоперы облагораживают городскую среду

По словам менеджера по работе с ключевыми клиентами питомника растений «Экоплант» Максима Литвинова, чаще всего застройщики подходят к вопросам озеленения и общего благоустройства новостроек по остаточному принципу.

«Дело не в цинизме: для строителей приоритетны архитектура, квартирография и социальная инфраструктура. Если остается бюджет на благоустройство и озеленение, ими тоже занимаются, но уже как придется. Поэтому на территории большинства новых ЖК вместо парков и зеленых зон появляются в лучшем случае газон и несколько кустарников»,— объяснил Максим Литвинов.

Впрочем, с 2020 года застройщики начали экспериментировать с организацией придомовых территорий: стало популярно работать с ландшафтной геопластикой, открытыми газонами, крупномерами, хвойными и плодовыми деревьями, цветниками, локальными растениями, низким освещением и малыми архитектурными формами.

Однако любые зеленые насаждения требуют комплексного ухода и уверенной агрономической экспертизы — чтобы вложения не ушли в землю.

Доходная сила природы

Хотя затраты на благоустройство и озеленение не входят в топ расходных статей в проектах застройщиков, обилие растений на территории формирует позитивное впечатление о жилом комплексе и привлекает больше покупателей, заметил Максим Литвинов.

Фото: Экоплант

«Оценить качество строительства могут не все будущие жильцы: предмет требует специальных знаний и опыта в недвижимости,— заметил эксперт.— Но трезво судить о качестве зеленых насаждений могут все. В такой ситуации экономить на озеленении неразумно, учитывая, что в среднем благоустроенная придомовая территория позволяет повысить цены за квадратный метр до 10%, а иногда и выше».

При этом всегда присутствуют растения, которые не приживаются по естественным причинам: их нужно своевременно заменять, а за прижившимися растениями кто-то должен ухаживать — это требует времени и бюджета. Вклад в качество озеленения вносят и сами жильцы — участвуют в посадках и последующем уходе за растениями, вносят оплату за их обсуживание.

Словом, озеленение и благоустройство обходятся застройщикам трудно, и экспертная помощь им бы не помешала.

Делегирование в помощь застройщикам

По наблюдению эксперта «Экопланта», в среде столичных девелоперов растет спрос на надежных подрядчиков, которые готовы взять на себя полный комплекс работ по благоустройству и озеленению территорий — в идеале с фиксированным бюджетом и в короткие сроки.

Фото: Экоплант

«Мы видим, что застройщики стремятся к созданию экологичных городских сред, но им не хватает рук, времени и средств довести озеленение и благоустройство до ожидаемого результата,— отметил Максим Литвинов.— Поэтому “Экоплант” разработал систему комплексного обслуживания заказчиков: мы беремся за проекты с нуля, курируем все этапы, фиксируем цены на этапе заключения контракта и обеспечиваем посадочный материал по первому требованию».

По словам менеджера, такой подход облегчает жизнь девелоперам, позволяет создавать здоровую среду для жильцов и дает возможность питомникам реализовывать проекты по озеленению в масштабах страны. «Мы активно выходим в регионы и отмечаем высокий спрос со стороны участников рынка загородной недвижимости и по проектам многоквартирных жилых домов»,— заключил Максим Литвинов.

ООО «МЕДИА-1 МЕНЕДЖМЕНТ»

Реклама

Вся лента