«Ситуации в 1918-м и 2024-м разные, но насущные вопросы все те же»
Режиссер Анна Гусева и директор центра «Зотов» — о новом проекте «Мистерия про это»
В московском центре «Зотов» готовится танцевальная постановка «Мистерия про это». Режиссером проекта выступила руководитель труппы musicAeterna Dance Анна Гусева, в качестве площадки был выбран центр «Зотов» (проект банка ВТБ). Проект приурочен к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда — именно он отвечал за постановку по пьесе Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», которая легла в основу спектакля musicAeterna Dance. Мы поговорили с Анной Гусевой и Дарьей Филипповой об их совместном проекте.
— Спектакль-фантазия «Мистерия про это» вдохновлен постановкой Мейерхольда по пьесе Маяковского «Мистерия-буфф». Как драматические произведения превращаются в танцевальные проекты и насколько это сложный процесс?
Анна Гусева: В musicAeterna Dance мы всегда долго выбираем тип пластического языка и эстетику, в рамках которых будем делать постановку. Мы не можем сделать спектакль быстро, за месяц или несколько недель, наши постановки всегда утопия, что-то, что существует на грани реальных возможностей. В «Мистерии про это» мы столкнулись еще и со сложной задачей срастить несколько пластов: тексты Маяковского, биомеханику Мейерхольда, авангардное мышление Малевича. Поэтому шли долгим и тернистым путем эскизов и проб. Думаю, это роднит наш путь с процессом постановки драматического спектакля. А главное наше отличие — фокус не на слове, а на визуальной эстетике.
Возможно, из-за этих «трудностей перевода» язык современного танца не так популярен, как язык драматического искусства. И в том числе по этой причине он нам с хореографом Настей Пешковой особенно интересен. Мы горим идеей сделать этот язык более популярным, поделиться со зрителями возможностью вместе искать телесные эквиваленты словам.
— Почему выбор пал именно на центр «Зотов»?
А. Г.: musicAeterna и центр «Зотов» — дружественные институции. Здесь, в Москве, часто выступают солисты хора и оркестра musicAeterna, и мы давно хотели сделать что-то совместное. С генеральным директором «Зотова» Дарьей Филипповой искали точки пересечения в области танца и перформанса, а они во многом опираются на эстетику Мейерхольда. Так что выставка «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Эмильевича стала идеальной точкой опоры и отсчета для совместного проекта.
— Кому пришла идея спектакля? Это была ваша инициатива или вы только помогаете воплотить ее в жизнь?
Дарья Филиппова: Мы в «Зотове» хотели, чтобы выставку, посвященную Всеволоду Мейерхольду, сопровождала какая-то театральная постановка в стенах центра. Это мы как-то случайно обсудили с художественным руководителем musicAeterna Dance Анной Гусевой, и дальше уже она придумала тот проект, который мы увидим в «Зотове» и потом в Санкт-Петербурге на новой площадке Дома радио. А воплотить идею в жизнь нам всем помогает ПАО банк ВТБ.
В целом приятно осознавать, что эта постановка — результат нашего совместного творческого порыва с коллективом musicAeterna Dance. А «Зотов» — это не просто площадка для реализации чьих-то идей, а институция, хоть и молодая, но производящая новые яркие проекты для нашей культурной среды.
— Академические постановки редко зависят от сцены, на которой они ставятся. Играет ли площадка формообразующую роль в танцевальных перфомансах?
А. Г.: Площадка действительно играет для нас формообразующую роль, потому что танец работает с пространством. Выбирая площадку, я выбираю тему, эстетику, вайб будущего спектакля, тип хореографии. Мне нравится обыгрывать памятники архитектуры и ставить на необычных сценах, создавать постановки, рассчитанные на конкретную локацию. А если спектакль идет еще где-то, приходится адаптировать его к особенностям нового помещения.
Центр «Зотов», само пространство этого памятника конструктивизма, здания бывшего хлебозавода, в буквальном смысле определило устройство спектакля. Большая печь, которая стоит посередине сцены, продиктовала решение в области сценографии — мизансценирование на 360 градусов. Из-за этой печи-колонны зрители в «Зотове» не видят, что находится по ту сторону помещения. Нашей задачей было поставить сцены таким образом, чтобы люди в зале успели увидеть все. Перформеры на протяжении всей постановки находятся на крутящейся платформе, которая окольцовывает эту печь. Так мы воплотили еще одну метафору именно этого пространства — конвейерное производство. На самом деле сложный ребус.
— В «Зотове» узнаваемое цилиндрическое пространство. Каким образом будет решена сценография и как будет задействована форма здания?
Д. Ф.: Создатели «Мистерии» подходят практически к воплощению мечты команды центра «Зотов» о том, чтобы задействовать наше круглое пространство полностью и смоделировать в нем кольцевой конвейер, который когда-то здесь функционировал и лег в основу формы здания.
Сцена в нашей постановке будет двигаться вокруг центральной круглой части нашего пространства — это сложный прием, эксперимент для всех нас, но мы верим в него и в то, что круглая форма нас не подведет.
— Оригинальная постановка стала футуристическим манифестом. Как футуризм выглядит сегодня, в будущем, о котором рассуждали художники того времени?
А. Г.: Сегодня, мне кажется, все, что делали футуристы, делаем и мы. Просто называем это другими словами. Например, во время Первой мировой войны Жан Кокто служил санитаром полевого госпиталя, а по возвращении включил аудиозаписи стука колес, шума поездов в балет «Парад», над которым работал с Эриком Сати. Мы тоже интегрируем шумы в «Мистерию про это». Это лишь один из инструментов, придуманных футуристами, которыми мы пользуемся до сих пор.
Ну разве что любимый художественный метод футуристов — эпатаж — сегодня, пожалуй, уже не работает. Футуристы могли отрицать, порицать, давать пощечины общественному вкусу и провозглашать новый мир. Мы, в отличие от них, живем в мире, в котором все уже сказано. И моя, в частности, задача — не создавать новое, а создавать честное. Мне интересно, чтобы зритель мог получить некий опыт и о чем-то задуматься. Я не предлагаю ему решения каких бы то ни было вопросов или проблем. Я их не решаю, а только нахожу.
— Среди направлений центра «Зотов» не только выставочное и научно-просветительское, вы активно приглашаете известных режиссеров и сотрудничаете с различными музыкальными и театральными труппами, в том числе musicAeterna. Кажется, что центр стал настоящей московской резиденцией Дома радио. Почему вы решили инициировать столь масштабный проект, как это ложится в программу центра? И почему была выбрана именно команда musicAeterna Dance?
Д. Ф.: Весь коллектив musicAeterna — наши давние друзья, и я лично слежу за развитием оркестра и проектов в Доме радио уже давно, поэтому естественным для нас было желание пригласить именно коллектив musicAeterna к сотрудничеству — сначала для основания музыкальной программы в центре «Зотов» сразу после его открытия — тут они оказали нам неоценимую поддержку. А затем уже мы, со своей стороны, стали принимать у себя проекты оркестра, сопровождающие их концертные программы в Москве, так как их философия и цели очень близки к тому, что мы делаем в «Зотове».
Что же касается танцевальной идеи — она также родилась в общении и приобрела масштаб, в котором ощущает себя musicAeterna — да и «Зотов»,— на меньшее мы не согласны. К тому же с танцевальным коллективом musicAeterna нас также роднит наша молодость — это тоже совсем молодой, но уже доказавший свои таланты коллектив, экспериментирующий с синтезом искусств, поэтому кажется, что освоение нашего пространства вместе с ними представляется тем более интересным и амбициозным планом.
— «Мистерия про это» стала своеобразным продолжением тем, затронутых в оригинальной постановке. Насколько сложно было перенести работу начала XX века на современный язык?
А. Г.: На этот вопрос стоит ответить словами Малевича: «Я считал своей задачей создавать не ассоциации с действительностью, существующей за пределами рампы, а новую действительность». Мы не делаем сиквел постановки Мейерхольда, не трансформируем ее, не идем за героями Маяковского. Мы идем за большими формами и мыслями, вложенными в оригинальный спектакль,— за идеями, которые не ограничиваются идеологией того времени.
Исторические сломы заставляют нас задаваться множеством вопросов: могу ли я вписаться в новый мир? Могу ли я на самом деле изменить мир, или единственный доступный способ выживания — это адаптация? Стоит ли отдаться течению, или нужно взять ответственность за свои действия, свою жизнь и будущее коллектива? Будет ли мой отказ от изменений поражением, а готовность измениться — победой? Мир меняется всегда, так было в начале XX века, так происходит сегодня, так будет продолжаться впредь. Ситуации в 1918-м и 2024-м разные, но насущные вопросы все те же.
— «Мистерия-буфф» опередила свое время, ввиду чего была понята далеко не всеми современниками. Ставили ли вы задачу сделать постановку более универсальной, или вы оставили свободу интерпретации зрителю?
А. Г.: Для меня, как художника, очень важно давать зрителям свободу интерпретации. Тот тип театра, которым мы занимаемся, невозможен без активного включения и участия человека в зале. Мы с Настей Пешковой создаем в спектаклях эффект симультанности — на сцене одновременно происходит множество событий, и зритель сам выбирает, за чем ему следить. В наших спектаклях-калейдоскопах каждый может увидеть свой узор. При этом у нас нет цели делать универсальные, понятные постановки, которые разжевывают заданные темы, транслируют одну мысль или одно, допустим, мое собственное мнение по какому-либо поводу. Мне импонирует задача ставить вопросы, а не отвечать на них, предоставляя зрителю право думать самостоятельно.
— Насколько проект «Мистерия про это» перекликается с философией центра «Зотов»? Что для центра значит этот проект?
Д. Ф.: «Мистерия про это» — это и в какой-то степени манифест действию в противовес бездействию, и актуализация конструктивистского наследия, и слово современных авторов и художников на тему, заданную сто лет назад, но актуальную и по сей день,— все это делает этот проект абсолютно органичным для центра «Зотов».
Этим проектом мы следуем дальше на пути освоения наследия конструктивизма, вдохновляемся им и показываем, как можно создавать новые художественные высказывания, используя его как основу.
— Планируются ли гастроли «Мистерии про это» после премьеры в центре «Зотов»?
Д.Ф.: Да, мы планируем показать спектакль и в Петербурге, на новой площадке Дома радио на Невском — команда musicAeterna переехала сюда, пока ВТБ реставрирует историческое здание на Итальянской. Надеюсь, скоро мы анонсируем даты показов. Нам также поступают запросы на ревайвл от других площадок в конструктивистской эстетике, и я понимаю их интерес к такому масштабному проекту. Было бы здорово устроить гастроли «Мистерии» по памятникам конструктивизма разных городов, но одного моего желания недостаточно. Мы делаем все возможное, чтобы спектакль жил и шел регулярно в Москве и Петербурге, и будем стараться, чтобы он гастролировал как можно больше.
ПАО Банк ВТБ
Реклама