Бизнес подливает бабл-ти
Выгодно ли открывать чайную точку по франшизе
Кафе с модным тайваньским напитком стали лидерами по запуску новых точек. Речь идет о местах, где в ассортименте есть молочные коктейли, смузи, а также бабл-ти — чай с шариками из тапиоки. За последний год число таких заведений увеличилось на 14%, пишет Forbes со ссылкой на исследование сервиса 2ГИС. Интерес россиян к бабл-ти игроки рынка объясняют модой на азиатскую культуру. Однако у такого бизнеса есть и обратная сторона. Насколько долговечен этот тренд? Разбиралась Анна Кулецкая.
В крупнейших российских городах работает порядка двух тысяч заведений, где наливают популярный чай с желеобразными скользкими шариками, посчитали в компании 2ГИС. При этом в 2024ом году количество франшиз этого концепта увеличилось более чем на 60%. Сколько стоит запуск такой точки, рассказала основатель каталога «Франшиза. ру» Нина Семина: «Паушальные взносы подобных франшиз начинаются от 400 тыс. руб. Это не зависит от узнаваемости бренда, территории продаж, а инвестиции стартуют от 2 млн. руб. в зависимости от площади и концепта. С другой стороны, плюс является и минусом. Модные тренды на пике остаются где-то около двух-трех лет. Далее они либо закрепляются, либо уступают место другим трендам».
Стандартная пол-литровая порция бабл-ти в столице стоит от 400 руб. Бариста виртуозно добавляют в чай тропические фрукты, клубни растения таро и декорируют жидкость переливающимися блестками. Некоторые заведения даже пробуют готовить алкогольные коктейли с добавлением шариков из тапиоки, говорит кафератор Никита Фомкин. Но есть проблема — перебои с поставками ингредиентов, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Эти шарики не самая полезная вещь на свете. У меня китайское кафе, мы тоже ввели с алкогольными напитками шарики эти, они пользуются популярностью. 2-килограммовая банка шариков очень быстро заканчивается. Еще ее не так легко купить, есть целые поставщики, кто привозят эти шарики. На рынке дефицит. А когда мы их сами делали, то они получались не такой идеальной круглой формы».
Другим фактором, которые влияют на продажи, игроки рынка называют сезонность. В крупнейшей сети Met Tea в России работает восемь своих точек и 13 франчайзинговых. Еще пять готовится к открытию, и в компании ожидают, что вскоре заведения, которые продают чай с тапиокой, станут популярнее кофеен, говорит руководитель маркетингового отдела компании Игорь Золотарев: «Бабл-ти — это уже культура. Возможно, в скором времени утром мы будем покупать себе не чашечку кофе, а стаканчик бабл-ти. Никуда не денешься от сезонности. Летом люди любят взять прохладный фруктовый напиток, но и зимой компания Met Tea предлагает теплые и горячие напитки. Поэтому маржинальность не совсем стабильна. В среднем это около 30%».
Пришедший из Тайваня бабл-ти стал популярным благодаря блогерам, которые раскрутили в соцсетях чай в стильных стаканчиках. Впрочем, в Юго-Восточной Азии есть и другие напитки, которые могут завоевать популярность в российских заведениях, говорит директор по мАркетингу сети ресторанов японской и азиатской кухонь MYBOX Наталья Лепнухова: «Очень много азиатских, корейских, японских напитков не бабл-ти, которые, я уверена, придут. Допустим, лимонад с цветами это трендовая история в Азии — красиво, очень эстетично. Из серии фастфуда, когда напиток сверху добавляется закусками, фритюр. Рестораторы пробуют, вводят, но что понравится потребителю, зависит от сетей и от виральности этого продукта».
В распоряжении СМИ оказался соцопрос, проведенный онлайн-кинотеатром Kion. Исследование показало, что порядка 70% россиян считает азиатскую культуру — кинематограф, кухню и музыку — наиболее привлекательной. Причем так начали рассуждать не только зумеры. Больше половины респондентов, признавшихся в своем интересе, старше 40 лет.