Катар берут на каботаж

Арабские авиакомпании приглашают на внутренние рейсы по России

Российские авиавласти предлагают перевозчикам из Катара и Кувейта выполнять рейсы внутри России. Идея прозвучала на отраслевом форуме в Малайзии, где Росавиация подняла вопрос о запуске каботажных рейсов и покупке самолетов. Но для реализации нужен официальный запрос. Власти Кувейта и Катара пообещали «изучить соответствующие механизмы». Арабские страны предупредили, что сами сталкиваются с дефицитом самолетов. Есть и другие препятствия для идеи, которую вынашивают в Москве. Тему продолжит Станислав Крючков.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Пока есть только протокол встречи. В нем обещано направить в Доху и Эль-Кувейт официальное письмо. Москва в каботажных рейсах заинтересована, причиной тому нехватка самолетов на внутренних перевозках. Но есть нюансы, отмечает эксперт в области авиации Михаил Вахнеев: «Плюс каботажа в том, что перевозки могут осуществляться на таком же уровне, как и были, конкуренция повысится. Минус — финансовый: часть денег, которые пассажиры могли бы оставить российским авиакомпаниям, будут платить иностранным. Здесь и репутационная потеря».

Кроме того, добавляет Вахнеев, идея каботажа обсуждалась и прежде, но воплотить в жизнь ее юридически сложно, а для потенциальных партнеров и вовсе чревато последствиями: «В соответствии с Чикагской конвенцией, которую наша страна подписала, каботаж не может предоставляться на исключительных правах — ибо всем, либо никому. Власти Катара и Кувейта будут думать, не прилетят ли им санкции за то, что они осуществляют перевозку внутри России».

Значит, арабских перевозчиков нужно заинтересовать. Но предложений, от которых нельзя отказаться, у Москвы нет, считает главный редактор портала для авиапассажиров Frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Вставать на какие-то прибыльные маршруты — там и так сосредоточены российские авиакомпании. Вставать на какие-нибудь региональные рейсы, которые должны субсидировать, не вариант. На внутреннем направлении платежеспособный спрос небольшой, поэтому авиакомпания, у которой будет выбор между использованием воздушного судна на рейс Москва—Новосибирск либо это же время потратить в другую страну, выберет более прибыльный международный рейс».

По прогнозам НИИ гражданской авиации, в 2024 году российские авиакомпании перевезут 112 млн человек. В 2025-м общая цифра может упасть до 95 млн, еще через год — до 91. Власти верят, что к 2030 году перевозки восстановятся до 127 млн. Но и это меньше, чем до пандемии.Заместить дефицит судов собственным производством, чтобы решить проблему, несмотря на амбициозные планы, в ближайшие годы не выйдет, уверен основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков: «Дефицит заметен даже невооруженным взглядом.

Средний показатель загрузки кресел по миру — 75%. В России он больше 96%. Достигнут физический предел провозных мощностей. Новые самолеты не появляются, а старые уходят. Ярким примером является парк новейшей модификации Airbus A320 у S7. Летом у них фактически почти 20 самолетов вышли одномоментно из эксплуатации. Программа — 1 тыс. самолетов к 2030 году, а у нас как бы ноль».

Неофициальные переговоры с дружественными странами идут все активнее. Это подтверждал глава Минтранса Роман Старовойт. Но итогов пока мало, в середине октября министр упоминал, что партнеров для каботажа могут найти в Казахстане. В Астане же ответили, что подобных предложений не получали.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента