«Основы» заложат в основу
В Совете федерации обсудили новые подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин
В Совете федерации в четверг подвели предварительные итоги внедрения в вузах курса «Основы российской государственности» и обсудили новые подходы к преподаванию смежных социально-гуманитарных дисциплин. Последние, по мнению участников круглого стола, требуют как минимум согласования с ключевыми положениями «Основ», а возможно, и серьезного пересмотра. Но созданию «суверенного гуманитарного знания», по словам одного из авторов нового курса Александра Полосина, препятствует ведомственное подчинение вузов.
Участники обсуждения сошлись на том, что еще ни одна дисциплина в современной системе образования не вводилась в столь сжатые сроки, как «Основы российской государственности». Напомним, что с 1 сентября 2023 года этот курс, разработанный во исполнение поручения президента от декабря 2022 года, стал обязательным для всех первокурсников России. Сейчас его читают в 90% университетов за исключением небольших филиалов, рассказала замглавы Минобрнауки Ольга Петрова. Но в ведомстве, по ее словам, прекрасно понимают, что следует идти еще дальше: необходима «преемственная связка» «Основ» со всем блоком социогуманитарных дисциплин, чтобы на старших курсах студенты могли еще раз вернуться к пройденному.
По словам проректора РАНХиГС, научного руководителя проекта «ДНК России» и одного из авторов нового курса Андрея Полосина, такая работа уже идет. «Вместе с нашими опорно-методическими центрами мы приступили к созданию учебных пособий, обеспечивающих систематизацию общественно-гуманитарного знания относительно тех положений, которые были зафиксированы в курсе "Основы российской государственности"»,— рассказал он. Это широкий спектр дисциплин, от философии до управления стратегическими коммуникациями, пояснил господин Полосин. Кроме того, продолжается работа над системой понятий для формирования общего понятийного пространства: их общее количество уже превышает три сотни и сейчас идет процесс систематизации всего массива.
Также, добавил проректор РАНХиГС, началось создание специализированных версий курса, адаптированных для педагогических, медицинских и подведомственных силовым министерствам вузов. Однако разобщенность вузов и их ведомственное подчинение становится проблемой, посетовал он, поскольку «создает высокую степень разнообразия» в подходах к подготовке преподавателей дисциплин, которые закладывают общемировоззренческий контур.
Создание «суверенного гуманитарного знания» затрудняется и нормативными актами, которые сегодня регулируют образовательную и научную деятельность, констатировал Андрей Полосин.
Изменение подходов к социогуманитарному блоку — это очень важно, поддержал коллегу декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк, ведь мировоззренческое ядро личности закладывается именно в период обучения. «Гармония личности в первую очередь лежит в идентичности с обществом и социумом»,— указал он, напомнив, как много молодых людей, «не имеющих ядра», в 2022 году «показали свое отношение» к обучившей их стране. Курс «Основ», как и два новых предмета, которые уже «на подходе»,— история России и основы религии — обеспечат правильную социальную самоидентификацию подрастающего поколения, уверен декан.
Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов, как президент Российской ассоциации бизнес-образования, ратовал за новые подходы в области обучения менеджменту: сегодня большинство учебников скопированы с западных, то есть основаны на другой деловой культуре и предлагают модели управления, которые не очень хорошо ложатся в нашу ценностную систему.
А между тем в дореволюционной России 18 купцов были причислены к лику святых за заслуги перед обществом, да и о заслугах нынешнего бизнеса в области параллельного импорта следует помнить.
В свою очередь, зампред комитета Совета федерации по образованию Екатерина Алтабаева заверила собравшихся, что сенаторы готовы принять участие в нормативно-правовом обеспечении работы по созданию суверенной системы образования, в основу которой будут положены общие мировоззренческие принципы и подходы. Но при этом не следует забывать и про среднюю школу: начинать следует с самого раннего возраста, подчеркнула сенатор.