В поисках ловцов душ
Редактор приложения «Карьера&Кадры» Анастасия Мануйлова — о новых направлениях трансформации HR-специалистов
Многие российские работодатели, особенно те из них, кто готовился к сокращению числа соискателей в России заранее, уже привыкли к тому, что работников надо «выращивать»: общаться со школьниками, создавать профильные классы, впоследствии приходить в вузы и приводить своих представителей преподавать, а потом принимать на работу молодых соискателей и быть готовыми соответствовать их пожеланиям к работе, рабочим местам и начальству. Когда все это нужно было делать, чтобы найти людей для обеспечения основных функций компании, все было оправданно. Но сейчас, кажется, выясняется, что аналогичные действия работодателям придется предпринимать и по отношению к сотрудникам, которые занимают, как всем всегда казалось, далеко не такие важные места на предприятиях. Речь, конечно же, идет об HR-специалистах.
Многие годы HR-специалистов воспринимали как людей, которые перекладывают трудовые книжки, оформляют отпуска и рассчитывают зарплату — и больше не делают ничего. А теперь, когда на российском рынке труда без усилий соискателей больше не найти и не удержать, выяснилось, что от них ждут в разы большего. В числе новых требований — и универсальность, и владение цифровыми инструментами, и развитые «мягкие навыки». При этом довольно быстро выяснилось, что учить всему этому HR-специалистов особенно негде — профильные образовательные программы, которые активно открывались в российских вузах с начала 2010-х годов, постепенно снижали численность доступных бюджетных мест, да и интерес со стороны абитуриентов к ним недостаточен.
В результате в дополнение к дефициту персонала и высокой текучке на рынке труда основных профессий в 2023–2024 годах работодатели получили еще и нехватку и текучку HR-специалистов и HRD. Это, так же, как и в случае остальных специалистов, привело к «гонке зарплат», и HRD, совершившие переход в другую компанию за последний год, могли рассчитывать в среднем на 30-процентное повышение своего дохода.
Чтобы процесс повышения зарплат для них не стал работодателям постоянным бременем, в перспективе компаниям придется внимательнее относиться к этой категории специалистов — как к тем, кто уже пришел на работу в компанию, так и к будущим. Искусственный интеллект, как уже выяснилось, вряд ли их заменит, а значит, тем, кто работает с сотрудниками, нужно будет создавать достойные условия труда и мотивировать их выполнять свою работу не меньше, чем всех остальных.