Выгорание расширяет аудиторию

От обесценивания труда на работе страдает более 43% россиян

Из трех случайно выбранных россиян как минимум один будет находиться в состоянии сильного профессионального выгорания. Этот синдром уже давно признан официальным заболеванием, однако с каждым годом все больше людей выгорают, а не горят своей работой. Эксперты платформы Calltouch провели исследование и выяснили серьезность проблемы среди россиян: как они борются с выгоранием, насколько успешно у них это получается и кто должен нести ответственность за выгоревшего на работе сотрудника, кроме него самого.

Фото: Getty Images

Около трети россиян могут страдать от профессионального выгорания. К такому выводу пришли эксперты платформы омниканального маркетинга Calltouch, проведя собственное исследование психологического состояния российских работников. В его основе — опрос на онлайн-панели в октябре 2024 года, в котором приняли участие около 1,7 тыс. человек из всей России в возрасте 18–60 лет.

Так, за последние пять лет подавляющее большинство россиян изменили свое отношение к проблеме выгорания: поверили в этот диагноз и даже обнаружили его у себя. Почти треть респондентов один раз или более выгорали за этот период. Еще 16,9% стали относиться к выгоранию в разы серьезнее, а 15,7% увидели много выгоревших людей среди своего окружения. Тех, кто недавно узнал об этой проблеме, оказалось ожидаемо мало — только 5,8%. Однако среди респондентов все еще остается немало и тех, кто продолжает называть этот диагноз «выдумкой молодежи» (16,3%) и «выдумкой ленивых» (10,5%). А тех, кто не изменил своего серьезного отношения к этой проблеме, но, к счастью, и не испытал выгорания на себе, оказалось около 28%.

Универсальных способов борьбы с выгоранием не существует. Россияне продолжают находиться в «активном поиске» своего рецепта от выгорания, и более 35% из них не нашли за пять лет действенного метода борьбы с этой проблемой. Среди самых популярных способов предотвращения выгорания остальные россияне называли выходные и отпуска (32,6%), смену рабочих проектов (15,7%), обращение к своим прошлым достижениям (13,4%) или разговоры об этом с коллегами (13,4%). При этом почти каждый десятый респондент утверждает, что побороть выгорание ему помогает только прокрастинация, а 14,5% верят, что все пройдет само.

«За последние пять лет работа маркетологов превратилась в нескончаемый поток челленджей. Мы оказались в ситуации, где важные каналы трафика либо закрылись, либо стали безумно перегретыми, а клиент либо временно неплатежеспособен, либо вовсе пропал с радаров. При этом KPI, CR, ROI никуда не делись! Чтобы поддержать команду и всю индустрию, пришлось принимать радикальные меры. Сейчас мы активно боремся с токсичной тенденцией "не выгорал — не маркетолог", проводим исследования, ищем решения и ведем блог о ментальном здоровье для команды и коллег по цеху»,— комментирует директор по маркетингу Calltouch Виктория Одинцова.

Какие события и ситуации заставляют россиян чувствовать себя наиболее уязвимыми на работе и, как следствие, выгорать? Чаще всего это обесценивание их труда — так ответили 43,6% опрошенных. Второй по популярности причиной стало отсутствие стабильности (29,1%), третьей — сильная усталость на работе (28,5%). Также каждый пятый россиянин страдает от нарушения личных границ на рабочем месте, еще 19,2% россиян испытывают сложности из-за вынужденного общения с большим количеством людей, 17,4% — из-за критики их лично или их работы, еще столько же — из-за потери контроля над задачами и временем.

При этом важную роль в лечении или предотвращении профессионального выгорания россияне отводят работодателю или руководителю на работе. По их мнению, именно руководство должно контролировать моральное состояние команды (32,6%), не допускать переработок (24,4%) и обеспечивать мотивирующими задачами вместо рутинных (14,5%). Среди тех, кто не считает работодателя ответственным за выгорание сотрудников, чаще всего звучали аргументы о том, что это личное дело человека (14,5%), что работодатель не в состоянии помочь при выгорании (12,8%) и что у работодателя другие задачи (12,2%). Еще около 20% россиян считают, что включение психологической помощи в соцпакет поможет снизить выгорание на работе.

«Современная реальность такова, что ввиду различных факторов (высокий уровень неопределенности, постоянные изменения на работе и в личной жизни, систематические переработки, токсичные отношения и т. д.) налицо уже настоящая эпидемия, если не пандемия, выгорания. В проигрыше от этого все: люди не чувствуют себя счастливыми, а компании видят отрицательный эффект на своих бизнес-показателях, ведь в результате выгорания люди увольняются или существенно теряют в своей производительности.

Что же с этим делать? Всем людям, и особенно руководителям: повышать свой уровень осознанности, продвигать культуру заботы о себе на собственном примере. Топ-менеджерам: не просто выделять бюджеты на программы по психологической поддержке сотрудников, но и являться их активными амбассадорами, что поможет снять стигму, будто забота о ментальном здоровье — это что-то ненормальное.

Наиболее эффективные меры по профилактике выгорания на рабочем месте по моему опыту на протяжении последних более чем десяти лет в данной теме — это программы по ментальной устойчивости для сотрудников и лидерские программы по аутентичности для руководителей на базе позитивной психологии. Ну а спрос на эти программы уже давно созрел: согласно данным нашего собственного исследования Happy Culture Report-2024, которое мы проводили в этом году среди HR совместно с Работа.ру, 91% опрошенных хотят, чтобы в компаниях, где они работают, на постоянной основе проводились мероприятия по поддержке благополучия»,— говорит основатель компании «Культура счастья» Андрей Вебер.

Отметим, что, согласно совместному исследованию компании Alter и hh.ru, в 2023 году эмоциональное состояние российских сотрудников в целом ухудшилось. Об этом сообщили 43% опрошенных экспертами — 37% работодателей также подтвердили, что их команда стала чувствовать себя хуже. Сильнее всего снизилось настроение работников в Татарстане и Иркутской области — это отметили 56% и 51% респондентов соответственно. По профессиям тяжелее всех пришлось медикам — более половины (51%) из них говорят об ухудшении эмоционального состояния, а лучше всего себя чувствуют специалисты по маркетингу, рекламе и PR: 41% даже заметили позитивные изменения.

56% соискателей отметили, что в 2023 году испытывали более сильный стресс, чем в 2022-м, хотя годом ранее этот показатель был заметно выше — 71%. В свою очередь, доля тех, у кого стресс уменьшился, выросла вдвое: 16% против 8% в предыдущем опросе.

Если в 2022 году стресс на работе у соискателей чаще всего был связан с неуверенностью в завтрашнем дне и новостной повесткой, то за 2023 год картина вернулась к 2021-му. При этом сотрудники и работодатели по-прежнему расходятся во мнениях о том, что является основным источником стресса.

«Практически половина респондентов-сотрудников назвали главными причинами стресса на рабочем месте руководство и атмосферу в коллективе — 49% и 41% соответственно. Важно понимать, что эти факторы управляемы и на них можно влиять, но это требует системного подхода, в том числе внимания работодателей к психологической атмосфере в компании и коллективе,— комментирует клинический директор платформы Alter Анастасия Черткова.— Как следствие, компании несут большие издержки. Здесь я вижу основную проблему и внутренний конфликт руководителя: запрос и потребность в поддержке команды есть, а вариантов, как это сделать, пока нет. На этом фоне радует позитивный тренд в осведомленности компаний о том, как они могут помочь своим сотрудникам получать психологическую помощь: по нашим данным, доля работодателей, которые оказывают психологическую поддержку сотрудникам, за год увеличилась на треть: сейчас это делают 20% компаний, годом ранее — 15%, еще 19% планируют заняться этим вопросом».

Елена Иванова

Вся лента