Подыграть востоку

Российские видеоигры развиваются на родине, но заглядываются на экспорт

2024 год можно назвать положительным для российского рынка видеоигр: крупнейшие игроки нарастили выручку и запустили новые проекты, аналитики предрекают дальнейший рост индустрии, и даже непрофильные компании стали проявлять к сегменту инвестиционный интерес. Но более пристальный анализ ситуации позволяет говорить о том, что потребление игр в России не растет, тогда как отечественные разработчики все больше налаживают международное сотрудничество.

Фото: Владимир Антонов, Коммерсантъ

Обманчивый рост

Почти весь 2024 год новости о российской игровой индустрии в основном были положительными: представители компаний-разработчиков участвовали в профильных зарубежных выставках, налаживая контакты с потенциальными партнерами, крупнейшие российские дистрибуторы завозили в страну новые тайтлы и запускали площадки дистрибуции игрового контента, а независимые разработчики либо получали государственные гранты на проекты, либо уже отчитывались об их скором исполнении. К тому же аналитики фиксировали небольшой рост рынка и прогнозировали сохранение этого тренда.

Так, например, в июле текущего года агентство Smart Ranking подсчитало, что суммарная выручка топ-50 крупнейших российских компаний—участников видеоигрового рынка по итогам 2023 года выросла на 17,7% год к году, составив 45,4 млрд руб. Лидерами рынка стали издатель игр «Мир танков» и «Мир кораблей» ГК «Леста Игры» (выручка 19,1 млрд руб.), холдинг Astrum Entertainment (10 млрд руб.) и дистрибутор Innova — выручка компании по итогам прошлого года составила 2,8 млрд руб. (подробнее см. инфографику). В целом участники рынка считают, что ситуация после провала 2022 года стабилизируется: тогда на него оказала значительное влияние невозможность оплатить с российских карт иностранные игры и т. д.

«Рынок постепенно восстанавливается после шока 2022 года и демонстрирует небольшой рост. Пользователи продолжают использовать традиционные платформы и создавать новые аккаунты, указывая другие страны. Множество сервисов помогают им пополнять счета из России с минимальной комиссией»,— считает глава «Организации развития видеоигровой индустрии» Василий Овчинников.

Аналитики Strategy Partners сегодня оценивают объем игрового рынка в России по итогам 2023 года (под ним компания понимает совокупность всех трат российских пользователей) в 176 млрд руб. (+5% год к году) с потенциалом роста до 187 млрд руб. к концу 2024-го (+6% год к году). Однако назвать эти показатели реальным ростом все же нельзя: по данным Росстата, по итогам 2023 года инфляция в России составила 7,42%, по итогам 2024-го, по прогнозу ЦБ, она составит 8–8,5%. Таким образом, если ориентироваться на исследование, рост трат россиян на видеоигры едва успевает за инфляцией, поэтому можно говорить не о росте, а о стагнации видеоигрового рынка в РФ.

Более того, ряд участников рынка настаивает, что достоверных данных о состоянии индустрии в РФ в принципе нет. «По-настоящему качественного исследования российского игрового рынка — репрезентативного и с понятной методологией — сейчас нет. Не ясно, учтены ли в данных Strategy Partners белая и серая части рынка, какие включены платформы и способы монетизации»,— говорят в ГК «Леста Игры».

Ряд собеседников “Ъ” на рынке игровой разработки также соглашается с тем, что имеющиеся в публичном доступе данные о состоянии индустрии не отражают реальность. Так, один из источников напоминает о том, что объем рынка покупки игр в зарубежных сторах через посредников так и не изучен: «Никому достоверно не известно, сколько денег сегодня в РФ тратят на зарубежных площадках, используя сервисы-посредники и карты зарубежных банков».

Стремление к независимости

Впрочем, даже в отсутствие объективных данных о состоянии рынка, а также четких и стабильных способов работы на зарубежных рынках российские компании продолжают вкладываться в новые проекты, предполагающие разработку и паблишинг видеоигр в России. Более того, среди инвесторов сегодня обнаруживаются непрофильные игроки. Так, в сентябре «Яндекс» объявил о планах выступить продюсером RPG Distortion, разработкой которой занимается студия Game Art Pioneers, а также игры «Алмазный меч, деревянный меч» студии «Акроникс». Продюсерский центр «Яндекса» также анонсировал планы выпустить сериал по игре Atomic Heart студии Mundfish.

«Яндекс» не единственный крупный игрок ИТ-рынка, который в 2024 году стал проявлять интерес к игровой индустрии. В октябре «Ростелеком» и акселератор Indie Go объявили о запуске инвестфонда для поддержки независимых разработчиков игры, объем фонда компания не раскрыла. «Интерфакс» сообщает, что фонд будет поддерживать студии по модели финансирования каждого этапа разработки игр: от альфа-версии до коммерческого релиза игры.

«Фонд ориентирован на паблишинг проектов с высокой степенью готовности. В ближайшие месяцы планируется выделить около 300 млн руб. на 15 проектов. Мы надеемся, что опыт этого фонда, созданного госкорпорацией и индустриальным акселератором, станет хорошим примером для других, в том числе частных, холдингов и корпораций, которые имеют ресурсы для инвестиций в российские таланты и команды, а также собирают выручку от игр на международных рынках»,— заявляли в компаниях.

Однако отлаженных и работающих процессов поддержки и развития независимых студий разработки видеоигр в России все еще нет, а процесс построения такого рынка находится в самом начале, считают опрошенные “Ъ” эксперты. Так, собеседник “Ъ” в игровой индустрии настаивает, что сегодня на рынке достаточно независимых команд, «но пока никто из них не может представить продукты такого качества и степени готовности, чтобы на них можно было зарабатывать, поэтому крупным компаниям пока не во что инвестировать». Другой источник говорит, что крупные игровые студии и площадки дистрибуции видеоигр скорее готовы делиться с молодыми командами экспертизой и давать им площадки для продвижения: «Но давать деньги и правда некому».

Руководитель VK Play Indie Александр Егоров называет сложившуюся в России ситуацию уникальной. «Больше 80% всех тех, кто называют себя инди (независимым.— “Ъ”), разрабатывают игры на полном энтузиазме или с привлечением собственных, как правило, небольших финансов. При этом на разработку чаще всего они тратят столько же времени, как если бы полноценно работали в студиях разработки»,— говорит он.

Неопределенность на рынке не мешает не только развитию инди-сегмента видеоигр, но и запуску игроками новых проектов, в том числе связанных с дистрибуцией зарубежных игр в России. Например, в начале года ГК «Леста Игры» запустила собственную площадку дистрибуции видеоигр BASE — таким образом компания решила диверсифицировать продуктовый портфель. Сейчас на площадке представлены две игры: российская MMO Royal Quest и китайская SuperBall, к запуску готовится еще одна игра — мультиплеерная rougelike Ritual Night американской студии Outfox Games, LLC. В компании показатели площадки не комментируют.

Расширить портфель игр за счет зарубежных тайтлов планирует и Astrum Entertainment (образована из ряда игровых активов VK, издает Lost Arc, Perfect World и т. д.). Компания намерена ввезти в РФ ряд новых зарубежных игр и, судя по данным who is сервисов, зарегистрировала несколько доменов со словом «bellatores» — такое же название носит готовящаяся к релизу корейская AAA-MMORPG с открытым миром на движке Unreal Engine 5. Разработкой игры занимается корейская студия NYOU. Официальных данных о затратах на проект нет, но судя по неофициальной информации, бюджет проекта может превышать $200 млн. Похоже, зарубежные, в первую очередь азиатские, паблишеры, несмотря на санкции, проявляют к российскому рынку все больший интерес.

Не единым рынком

В 2024 году российские разработчики и дистрибуторы видеоигр продолжают развивать тренд на партнерство с южнокорейскими коллегами, который начался еще в 2023-м. Так, по данным “Ъ”, Корейское агентство креативного контента (КОССА) в течение всего 2024 года организовывало переговоры корейских издателей игр с представителями крупнейших российских компаний, чтобы найти потенциальные возможности для сотрудничества.

В октябре прошел Korea-Russia Games Exchange Forum, на встрече российские игровые компании (Lesta, Innova, Astrum), профильные ассоциации и представители 16 южнокорейских компаний обсуждали перспективы дистрибуции в России новых корейских игр и экспорта видеоигр российских студий в Юго-Восточную Азию. Опрошенные “Ъ” участники встречи не раскрыли деталей, но собеседник, присутствовавший на мероприятии, говорит, что в том числе обсуждались деловые поездки в Южную Корею для «достижения договоренностей».

Исторически корейский рынок видеоигр очень тесно связан с развитием игровой индустрии в России. Большинство успешных онлайн-проектов в стиле фэнтези пришло в нашу страну именно из Южной Кореи, напоминают в VK Play, добавляя, что компания уже ведет переговоры о дистрибуции игр корейских разработчиков и паблишеров в Россию.

Текущая ситуация, при которой Google теряет свое господство в России, подталкивает зарубежные игровые компании, в том числе корейские, сотрудничать с местными платформами, такими как RuStore, VK Play и Base. «Это необходимость для них, чтобы добраться до российских игроков. Корейские компании осознают это и активно ищут партнерства с этими российскими платформами»,— заявил в беседе с “Ъ” представитель КОССА Ким Си Ву.

При этом эксперты подчеркивают, что сейчас наблюдается интерес южнокорейских компаний к паблишингу российских игр в регионе. Источники не называют конкретные тайтлы, но говорят, что переговоры уже идут. «В Азии действительно наблюдается интерес к нашим проектам, так как они еще незнакомы с российским геймдевом, а мы не думали о том, чтобы заходить на эти рынки, и мало знаем об их особенностях»,— резюмирует Василий Овчинников.

Александр Мамедов

Вся лента