Майнинг отправят на зимовку
К чему приведут новые ограничения энергоснабжения отрасли
Минувший год принес немало сюрпризов для отрасли промышленного майнинга. Добычу криптовалют наконец признали легальным бизнесом, чьи доходы будут облагаться налогом по стандартным ставкам. Однако из-за нарастающего энергодефицита регуляторы энергорынков готовятся серьезно ограничивать работу криптоферм в некоторых регионах. “Ъ” разбирался, помогут ли новые правила энергетикам.
Сектор майнинга криптовалюты спустя несколько лет непростых дискуссий наконец получил все необходимое регулирование. Теперь добыча биткойнов — легальная предпринимательская деятельность, которой могут заниматься не только юридические, но и физические лица. Одним из важнейших изменений стало введение налогов для отрасли. Доходы от майнинга будут облагаться налогом по стандартной ставке (с 2025 года она составит 25%). Доходы от сделок с криптовалютой в пределах 2,4 млн руб. в год будут облагаться НДФЛ по ставке 13%, выше этой суммы — по ставке 15%. Причем операторы криптоферм будут обязаны рассказывать о конкретных майнерах, которые используют их оборудование.
Представители майнинг-отрасли, которые принимали активное участие в обсуждениях, позитивно отреагировали на изменения. У участников рынка теперь есть четкие права и обязанности, говорит заместитель гендиректора по коммуникациям BitRiver Олег Огиенко. Он отмечает, что для общества в целом все это означает новые поступления налогов, новые рабочие места и возможность реализовать себя в новой высокотехнологичной отрасли.
Налоговое регулирование, отмечает глава Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов, «отражает сбалансированный подход к налогообложению майнинга, который учитывает интересы как бизнеса, так и государства». Принятые положения, подчеркивает он, способствуют прозрачности и законности операций с цифровой валютой, что важно для развития этой отрасли в России. Господин Огиенко говорит, что в перспективе года-двух налоговые поступления в бюджет России оцениваются в размере около 50 млрд руб. в год, если не будет кардинальных запретов и ограничений в отрасли.
Мировые цифровые лидеры
Россия уже входит в список крупнейших стран по объему добычи цифровых монет. По подсчетам Ассоциации промышленного майнинга, рынок промышленной добычи в 2023-м вырос на 50% год к году. Россия в прошлом году заняла второе место на мировом рынке майнинга после США, говорят в ассоциации. Объем рынка в РФ, по их оценкам, составляет около 2,5 ГВт, из которых более 1,7 ГВт принадлежат промышленным майнерам. Только за прошлый год отечественные майнеры добыли 54 тыс. биткойнов почти на $3,5 млрд.
Майнинг — это, по сути, генерация цифровых денег с помощью оборудования, которое производит математические вычисления для поддержания блокчейн-сети. Ферма потребляет очень много электроэнергии, поэтому центры по добыче цифровых денег развиваются в регионах с низкими энергоценами. Резкий рост курса биткойна также стал стимулом для развития отрасли. В середине ноября стоимость одной цифровой монеты перешла к росту, преодолев 22 ноября отметку $99 тыс., а 5 декабря цена биткойна превысила $100 тыс. Райан Ли из Bitget Research отмечает, что текущий скачок цен был в большей степени связан с макроэкономическим фоном, включая смягчение денежно-кредитной политики в США, приток институциональных денег в криптовалюту, победу Дональда Трампа на президентских выборах в США. Эксперт не исключает, что до конца текущего года или в самом начале следующего будет достигнут новый исторический рекорд: цена биткойна может достигнуть $100 тыс. за штуку.
Глава EVI Global Group Иван Сухиасов отмечает, что при средней конечной цене 5 руб. за 1 кВт•ч все современные устройства для добычи криптовалют «обеспечивают хороший доход». Средняя окупаемость вложений, по его оценкам, составляет около двух лет. Отрасль, считает эксперт, находится в ожидании дальнейшего роста курса биткойна, поэтому есть все условия для запуска новых центров по добыче цифровых валют. Ассоциация промышленного майнинга в оптимистическом сценарии прогнозирует возможное увеличение объема рынка в России до 5,5 ГВт, при этом 4,2 ГВт придется на промышленную добычу.
Однако существенным препятствием для развития криптоферм станет нарастающий дефицит электроэнергии в части энергосистем страны. Регуляторы считают, что в таких условиях необходимо принимать жесткие меры.
Криптовалютам отрезают энергию
Регуляторы энергорынков уже несколько лет обсуждают серьезные ограничения энергоснабжения отрасли майнинга. Поначалу в центре внимания находилась идея кратного увеличения тарифов на передачу для крупных криптоферм, но к осени текущего года регуляторы заговорили о возможном полном запрете майнинга в ряде регионов. Минэнерго в ноябре вынесло этот вопрос на правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики. Комиссия поддержала инициативу, что вызвало серьезные споры в отрасли.
Министерство, как писал “Ъ”, исходно хотело установить запрет на работу криптоферм в некоторых населенных пунктах Иркутской области, которая негласно считается столицей российского майнинга из-за низких энергоцен. Однако комиссия неожиданно выбрала более жесткий вариант тотального запрета производства цифровых валют на всей территории области, следует из сообщения правительства. Ограничения также предполагается ввести в отдельных частях Бурятии и Забайкальского края, в республиках Северного Кавказа, а также в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Ограничения будут действовать до 2031 года. Причина — локальная нехватка энергомощностей.
Правкомиссия поручила Минэнерго и энергокомпаниям проконтролировать запрет майнинга в регионах, чтобы освободить энергомощности и присоединить к электросетям других потребителей, следует из пресс-релиза правительства. В частности, к энергосети удастся подключить социально значимых потребителей, полагают в «Совете рынка» (регулятор энергорынков). Среди других положительных последствий ограничений майнинга «Совет рынка» выделяет снижение потребности в строительстве новых дорогостоящих энергомощностей, за которые должны будут платить все потребители в других регионах.
Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов считает, что механизм запрета добычи «должен использоваться точечно, взвешенно и методично» только в местах «устойчивого энергодефицита в очагах стихийного бесконтрольного майнинга». Сейчас сектор является частью экономики, указывает он. По оценкам ассоциации, экономический эффект от майнинга для бюджета, например, Хакасии составит 500 млн руб. налоговых поступлений от объекта мощностью 50 МВт. Таким образом, одна площадка будет перекрывать 1/8 часть дефицита бюджета региона. «Присутствие в регионе операторов майнинговой инфраструктуры окажет положительное экономическое влияние и повысит инвестиционную привлекательность региона, позволив решить проблему дефицита бюджета»,— уверен Сергей Безделов.
Иван Сухиасов полагает, что запрет майнинга в ряде регионов может повлиять на общий объем текущих майнинговых мощностей. Майнеры из Иркутской области будут вынуждены передислоцировать свои аппараты на новые хостинги, полагает он. Но господин Сухиасов сомневается, что имеющаяся инфраструктура других регионов позволит принять всех желающих. Общий объем майнинг-мощности в РФ может существенно сократиться, нужно время на перестройку, предупреждает он.
В «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии) также выступают против «запретов на ведение легальной деятельности под предлогом спасения энергосистемы от кризиса». Запреты подобного рода — движение в сторону проигрышной стратегии разрушения фундаментального принципа «энергосистема для потребителя», а также замены его на «потребитель для энергосистемы». По мнению ассоциации, причинами произошедшего стали просчеты при планировании и управлении энергосистемой, отсутствие адекватной своевременной реакции на быстрые вызовы и ненадлежащий контроль над расходованием целевых средств, выделенных поставщикам на легкую модернизацию 100 ГВт генерации в рамках дополнительной индексации цены конкурентного отбора мощности (примерно 40–60 млрд руб. ежегодно).
Предложение о полном запрете майнинга в некоторых регионах, с одной стороны, останавливает деятельность предприятий, которых можно отключить от энергоснабжения в любой момент, а с другой — инициатива не подкреплена эффективными мерами для борьбы с серым майнингом, добавляет директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Он полагает, что подобные действия регуляторов выглядят «ситуативно приемлемой административной реакцией на сложный вызов». Однако в среднесрочной перспективе запрет работы для легального сектора может обострить проблему нехватки энергомощностей из-за возрастания потребления серой зоны, которую сложно контролировать, указывает аналитик.
Народный биткойн
Серый майнинг — это добыча цифровой валюты в бытовом секторе под видом населения, например в гаражах, сараях или в частных домах. Такой майнер получает преимущество — самые низкие цены на электроэнергию, поскольку тарифы для населения в России удерживают ниже экономически обоснованного уровня. По сути, за население доплачивает бизнес: дополнительная нагрузка ложится на коммерческих потребителей через тариф на передачу электроэнергии. Объем такой доплаты в России уже превышает 300 млрд руб. в год.
Потребление в бытовом секторе непрерывно увеличивается, напоминает замруководителя департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. Он отмечает, что в 2023 году, по данным Росстата, население потребило 184 млрд кВт•ч. Он подчеркивает, что объем потребления домохозяйств в РФ стабильно растет — в среднем на 2,7% в год за последние десять лет. Причем коммерческие потребители увеличивают спрос более скромными темпами, указывает господин Сасим: среднегодовой прирост потребления в этой категории потребителей последнее десятилетие находился на уровне 1%.
В некоторых регионах из-за сверхнизких тарифов для населения электропотребление в бытовом секторе растет еще быстрее. Яркий пример — Иркутская область, где показатель увеличивается на 5,3% ежегодно, подсчитал Сергей Сасим. В регионе тариф для городских жителей составляет 1,58 руб. за 1 кВт•ч, для сельских — 1,11 руб., что вдвое ниже экономически обоснованной величины, отмечает эксперт. Таким образом, низкий тариф для населения обеспечивается не только низкой стоимостью выработки ГЭС, но и намеренными ценовыми искажениями при тарифном регулировании. В результате масштабы серого майнинга в Иркутской области достигли примерно 30% от всего бытового потребления электроэнергии в регионе, подсчитал Сергей Сасим. Власти Иркутской области оценивают установленную мощность серого майнинга на территории региона в 327 МВт, а объем потребления нелегальных ферм — в 2,3 млрд кВт•ч. Для сравнения: объем установленной мощности промышленных центров добычи иркутские регуляторы оценивают в 354 МВт.
Запретить добычу биткойнов в домашних условиях крайне сложно, поскольку такие майнеры не рассказывают о своей деятельности. По оценкам «Сообщества потребителей энергии», в среднем по стране количество серых предпринимателей и домохозяйств со сверхпотреблением составляет около 5% от общего числа бытовых потребителей. Энергосбытовые и электросетевые компании вместе с правоохранительными органами пытаются выявлять таких недобросовестных клиентов, но такая точечная работа не решает проблемы быстро.
Чем больше, тем дороже
Проблема серого майнинга заставила регуляторов ускорить запуск нового механизма дифференциации тарифов для населения, когда домохозяйство при увеличении потребления оплачивает электроэнергию по более высокому тарифу. Как рассчитывали в ФАС, такой подход должен был сделать невыгодной деятельность недобросовестных предпринимателей в бытовом секторе. Механизм работает с 2021 года, но не привел к существенным изменениям: регионы формально установили слишком большие лимиты льготного потребления по самым низким тарифам.
В текущем году на фоне принятия нового регулирования отрасли майнинга ФАС предложила на федеральном уровне установить более жесткие диапазоны потребления. Правительство поддержало службу: с 1 января 2025 года население сможет потреблять по льготному тарифу не более 3,9 тыс. кВт•ч в месяц. Тариф будет повышаться до экономически обоснованного уровня в рамках второго диапазона — от 3,9 тыс. до 6 тыс. кВт•ч в месяц. Потребление более 6 тыс. кВт•ч в месяц физлицу придется оплачивать по высокому тарифу для коммерческих потребителей на низком уровне напряжения. Кроме того, если домашняя криптоферма потребляет более 6 тыс. кВт•ч в месяц, то физлицу придется регистрироваться в качестве ИП.
В «Россетях» отмечают: «Диапазоны энергопотребления в рамках дифференцированных тарифов, утвержденные правительством РФ, направлены на увеличение платежей по экономически обоснованному тарифу при небытовом потреблении и снижение объемов перекрестного субсидирования. При этом верхний порог для "льготного" тарифа на данный момент остается на уровне, который в несколько раз превышает среднее потребление электроэнергии домохозяйствами».
«Правительство установило максимальные границы диапазонов потребления,— поясняют в "Совете рынка".— Если регионы в своих тарифных решениях установят границы диапазонов на уровне максимальных, то перекрестное субсидирование значимо снижаться не будет, так как оплата по тарифам второго и третьего диапазонов затронет небольшое число потребителей. Снижение "перекрестки" — не только в сетях, но и на энергорынках в целом — возможно только в том случае, если региональный регулятор будет устанавливать границы диапазонов электропотребления исходя из уровня, характерного для конкретного региона. Для этого он должен провести содержательный анализ фактического распределения электропотребления по бытовым абонентам региона».
С одной стороны, диапазоны установлены на довольно высоком уровне, поскольку среднее по России подушевое потребление составляет около 100 кВт•ч в месяц, соглашается Евгений Рудаков. Примерно на этом же уровне установлены лимиты в регионах с социальной нормой потребления электроэнергии. Однако для отопления площади 100 кв. м достаточно отопительных приборов с пиковой мощностью 5–10 кВт, отмечает аналитик. Если отопительные приборы всегда включены на полную мощность, объем месячного потребления только на отопление достигнет 3,6–7,2 тыс. кВт•ч, указывает Евгений Рудаков. На его взгляд, целесообразно разработать более гибкий подход к выделению диапазонов, например разработать летний и зимний диапазоны и отдельные диапазоны для домохозяйств с электроотоплением.
Пересчитать по киловаттам
Фактическое среднемесячное потребление в России бытовыми потребителями, по подсчетам Сергея Сасима, составляет 154–237 кВт•ч в месяц на лицевой счет, а за границы 6 тыс. кВт•ч в месяц может попасть лишь 5–7% электропотребления в стране. Так, в Иркутской области, негласной российской столице майнинга, только 1,4% домохозяйств потребляют более 6 тыс кВт•ч в месяц, а их доля в общем бытовом электропотреблении населения составляет 26%. Власти региона в публичных дискуссиях утверждают, что основная причина такого высокого потребления электроэнергии — необходимость включать электроотопление зимой. Однако, по оценкам Сергея Сасима, только 0,6% домохозяйств с потреблением свыше 6 тыс. кВт•ч в месяц имеют электроустановки для отопления. Эксперт считает, что значительная часть расточительных потребителей региона занимается добычей цифровых валют. Впрочем, даже при новых пороговых значениях можно снизить перекрестное субсидирование в Иркутской области. По предварительным оценкам Сергея Сасима, примерно 7% потребления населения будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, а 11% — по повышенному тарифу для коммерческих клиентов. Исходя из установленных на 2024 год тарифов на услуги по передаче электроэнергии, перекрестное субсидирование можно снизить примерно на 2,76 млрд руб., или на 32% от текущего уровня дотаций в регионе.
Впрочем, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев смог пролоббировать особые правила механизма дифференцированных тарифов в регионе. Он заявил, что регулирование должно учитывать интересы граждан, которые отапливают дома с помощью электрических приборов. По оценкам губернатора, в Иркутской области жилые дома без газоснабжения должны получать по льготному тарифу 9 тыс. кВт•ч в месяц. Правительство решило смягчить регулирование для регионов с уровнем газификации менее 5% на отопительный период с января по апрель 2025 года. Для таких субъектов РФ по льготным тарифам можно будет потреблять до 7 тыс. кВт•ч в месяц, а по экономически обоснованному тарифу — до 10,8 тыс. Исключения будут сделаны для пяти регионов: Мурманской, Амурской, Магаданской, Иркутской и Еврейской автономной областей, а также для Тувы, Хакасии, Бурятии и Забайкальского края.
Решение правительства об увеличении диапазонов потребления — компромиссная мера, которая носит скорее политический характер, считает Сергей Сасим. Он напоминает, что в Иркутской области грядут выборы, а тарифная политика воспринимается руководством региона как источник потенциальных угроз для кадровой устойчивости. Тем не менее, замечает он, правительство не стало пересматривать свое решение, сделав лишь временную оговорку в части электроотопления. Важно, что это решение носит краткосрочный характер и предусматривает увеличение диапазона потребления только для потребителей с электроотоплением, доля которых в Иркутской области составляет 12,7% от общего числа лицевых счетов и 31% от электропотребления населением. Подавляющего большинства потребителей (99,4%) Иркутской области решение об увеличении диапазона не коснется, добавляет господин Сасим.
В «Сообществе потребителей энергии» надеются, что усовершенствованный механизм дифференциации тарифов хотя бы позволит замедлить или остановить рост перекрестного субсидирования. В ассоциации называют введение диффтарифа первым шагом к переходу на адресные субсидии — переходу от неэффективного принципа «доплачивать понемногу всем» к выделению более ощутимой финансовой поддержки только тем, кому она реально необходима. Кроме того, такой механизм сделает невыгодным продолжение полулегальной предпринимательской деятельности в бытовом секторе (меньше нелегалов — меньше расходов на субсидии), верят в «Сообществе потребителей энергии». При этом в «Сообществе потребителей энергии» указывают, что для реального снижения перекрестного субсидирования необходимо провести работу с издержками на стороне электросетевых компаний и включать в долгосрочные планы возвращение к нормальному балансу интересов промышленных и бытовых потребителей, основанный на реальной стоимости энергоснабжения для тех и других.