Сфабрикованным продуктам пропишут статью
Петербургский ЗакС предложит до десяти лет за фальсифицированный товар
Петербургские законодатели намерены предложить Государственной думе наказывать за продажу фальсификата сроком до десяти лет колонии. В региональный парламент поступил проект, который предусматривает уголовную ответственность за изготовление и распространение фальсифицированных продовольственных и детских непродовольственных товаров. В Госдуме пришли к выводу о росте «недобросовестных практик» с 2022 года. В ЗакСе настаивают, что тенденция понятна, так как на фоне нестабильной экономики производители пытаются сдержать существенный рост цен на свою продукцию, жертвуя качеством. Пока законодательство регулирует лишь контрафакт, но не фальсификат, поясняют юристы и аналитики рынка.
Петербургский ЗакС рассмотрит инициативу, а затем предложит Госдуме дополнить Уголовный кодекс новой статьей — 238.2. За производство продовольственного фальсификата (за исключением биологически активных добавок) и детских непродовольственных товаров нарушителям будет грозить лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом от 500 тыс. до 3 млн рублей. За сбыт — от трех до пяти лет со штрафом от 500 тыс. до 2 млн рублей. Кроме того, документ предполагает ужесточение наказания за обращение недоброкачественных, незарегистрированных и фальсифицированных лекарств и БАДов.
Автор законопроекта единоросс Андрей Рябоконь обосновал необходимость выхода в парламент с инициативой «угрожающими масштабами» фальсификации товаров. По его словам, аналогичные выводы делают и в Госдуме, и на рынке. Представители потребительских сообществ, участвующие в слушаниях в ЗакСе, и сами указывали на проблему.
Тем временем экспертный совет по обелению (выводу из тени) экономики при комитете ГД по экономической политике пришел к выводу о скачке «недобросовестных практик». Он пришелся на 2023 год. Тогда в сфере производства мясной продукции количество нарушений выросло на 80%, рыбной — на 122%, хлебобулочных и кондитерских изделий — на 78%, яиц — на 270%.
Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная и колбасная продукция, кондитерские изделия, уточнили «Ъ-СПб» в петербургской Торгово-промышленной палате. Во многих случаях изготовитель фальсифицированной продукции использует более дешевые ингредиенты.
По словам господина Рябоконя, эта тенденция понятна: производители стремятся в условиях существенного роста цен сдержать стоимость своей продукции за счет качества. Он добавил, что фальсификата становится больше из-за действия моратория на проверки бизнеса, из-за чего у некоторых предпринимателей появилось «ощущение вседозволенности».
За фальсификацию наказывать будут того, кто произвел некачественный товар, и продавца, который закупил и продает фальсифицированную продукцию населению, пояснил «Ъ-СПб» господин Рябоконь. «Наказывать предполагается всех виновных лиц, причастных к выпуску и сбыту фальсифицированной продукции. Круг виновных будут устанавливать правоохранительные органы»,— заключил он
Фальсификат — продукты, материалы и изделия, умышленно измененные или имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых заведомо недостоверная. Контрафакт — продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав, чаще всего ввезенные частниками товары.
О росте подделки товаров (контрафакта и фальсификации) в последнее время отчитываются Федеральная таможенная служба и Торгово-промышленная палата. Они связывают проблему с уходом многих международных брендов с российского рынка, в связи с чем товары начали возить челноки вместо легальных поставок через таможню.
Вице-президент ТПП в Петербурге Елена Желтухина рассказала «Ъ-СПб», что внесение подобных мер, предусматривающих борьбу с оборотом подделки, целесообразно. При этом под «подделкой» подразумевается как фальсификат, так и контрафакт. Критерии отнесения продукции к последней категории уже закреплены, в отличие от термина «фальсификат». В ТПП согласны с тем, что закон должен закрепить это понятие.
Кроме того, обращают внимание в ФТС и федеральной ТПП, проблема обостряется из-за наличия маркетплейсов, на которых частные торговцы продают товары. В основном они непродовольственные (среди них много детских игрушек). Однако частников почти невозможно отследить.
Автор инициативы же отмечает, что после введения поправок маркетплейсы будут также обязаны следить за селлерами. В том числе для поддержания репутации в интересах интернет-сервисов контролировать качество продаваемой через них продукции, например, с помощью отзывов покупателей, заметил господин Рябоконь. При выявлении фальсификата сама площадка сможет передавать информацию в компетентные органы.
Как отмечают юристы, опрошенные «Ъ-СПб», законодательство устанавливает уголовную ответственность за контрафакт, то есть защищает интересы правообладателей. В то же время пока фальсификация, которая влияет на потребителей, должным образом не наказывается и регулируется лишь несколькими общими административными статьями.