О чем молчал Валентин Серов
Тайны самого закрытого русского портретиста
Сегодня его признали бы интровертом, но в конце XIX века называли молчальником. Тихий, тонкокожий, замкнутый, в своих работах Серов показывал то, что его модели часто не замечали в себе или старались скрыть.
К 160-летию со дня рождения Валентина Серова расшифровкой тайнописи занималась Елена Соломенцева.
«Автопортрет», Валентин Серов, 1880-е
Фото: Валентин Серов
I. Детские травмы
У Валентина Серова было классическое детство в артистической семье Санкт-Петербурга конца XIX века. Отец, Александр Серов,— заслуженный композитор, мать, Валентина Серова,— музыкантша с феминистскими взглядами. Валентин рос в наполненном творческими гостями доме.
Серовы устраивали театральные вечера с Алексеем Толстым, спорили о литературе с Иваном Тургеневым, иногда занимали денег в долг у Федора Достоевского. Родители будущего художника постоянно путешествовали по Европе и с четырех лет брали сына с собой. В дневниках Валентины Серовой сохранилось воспоминание о том, как маленький Валентоша (а еще его называли дома Тошей) в Швейцарии катался на ньюфаундленде друга семьи Рихарда Вагнера, пока взрослые обсуждали наброски к циклу «Кольцо нибелунга».
Валентин Серов в 8-летнем возрасте
Фото: fondserova.ru
«Портрет А. Н. Серова», Валентин Серов, 1889
Фото: Государственный Русский музей
«Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой», Валентин Серов, 1887
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Жизнь Серова напоминала яркую карусель, но без домашнего тепла. Отец умер, когда мальчику было шесть. Мать могла оставить сына ночевать на крыльце, если тот опоздал к назначенному времени. После смерти мужа она отдала ребенка на год в трудовую коммуну под Смоленском и уехала строить музыкальную карьеру в Мюнхен.
О сыне Валентина Серова вспоминала в перерывах между музыкальными занятиями и общественными протестами, но сделала для него главное. Когда Тоша стал проявлять интерес к рисованию, мать нашла для него первого учителя — немецкого графика Карла Кёппинга. А когда все-таки взяла сына жить к себе в Европу — тогда уже в Париж, попросила друга семьи Илью Репина давать ему уроки.
«Открытое окно. Сирень», Валентин Серов, 1886
Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Зима в Абрамцеве. Церковь», Валентин Серов, 1886
Фото: Государственная Третьяковская галерея
В Репине Серов почти всю жизнь искал не только учителя, но и отца: хотел поддержки и очень болезненно реагировал, если не встречал. А альтернативу своей жесткой матери увидел в Елизавете Григорьевне Мамонтовой — жене промышленника и мецената Саввы Мамонтова, у которого часто гостил ребенком в усадьбе Абрамцево. Именно там Серов впервые нашел настоящих друзей и чувство дома.
II. Синдром самозванца
В таланте Валентина Серова было не меньше 90% труда. Он сам до конца жизни, уже будучи классиком живописи, сомневался в своем призвании. А в первое время ему постоянно припоминали знаменитого отца-композитора и представляли его как «сына того самого Серова».
«Яблоки на листьях», Валентин Серов, 1879
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
«Портрет И. Е. Репина», Валентин Серов, 1892
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Татарская деревня в Крыму», Валентин Серов, 1893
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Обучение живописи давалось тяжело из-за грызущей неуверенности в себе. Серов писал картины максимально медленно — не больше одной-двух в месяц. Убивался, когда Репин гениально, одним росчерком поправлял его этюды, над которыми тот корпел несколько дней. Учитель позволял ему делать копии своих работ, но больше всего времени уделял живописи с натуры. С пленэрами Репин и Серов объехали всю Украину.
В Академию художеств он поступил вольнослушателем уже в 15 лет. Попал в класс к знаменитому педагогу Павлу Чистякову, чье мнение высоко ценил. Его сокурсником был молодой Михаил Врубель, природный талант которого внушал Серову настоящий комплекс неполноценности: эскиз, написанный Врубелем за 15 минут, Серов вымучивал несколько часов.
«Серов В. А.», автопортрет, 1883
Фото: Государственный Русский музей
«Портрет художника М. А. Врубеля», Валентин Серов, 1907
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Портрет С. М. Драгомировой», 1889. Слева — работа Ильи Репина, справа — Валентина Серова
Фото: Государственный Русский музей; Музей изобразительных искусств Татарстана
Неуверенность заставляла Серова резко обороняться от критики и любых, даже кажущихся, намеков на недостаток мастерства. Однажды у них с Репиным случился своеобразный живописный батл: они одновременно писали портрет одной модели — Софьи Драгомировой в национальном наряде. Передавая ей работу, не законченную Серовым из-за отъезда, Репин позволил себе сделать «несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица». Ученик воспринял это как личное оскорбление и отчитал учителя в письме.
III. Идеалист
Валентин Серов писал своей будущей жене Ольге Трубниковой: «В нашем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное!» Ему было 22 года, он был уверен, что так и будет.
«У окна», Валентин Серов, 1886
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Летом», Валентин Серов, 1895
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович», Валентин Серов, 1888
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мечта воплотилась в двух ранних работах, представленных художником на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Это были «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888), в которых многие разглядели новаторство и черты импрессионизма.
«Девушку, освещенную солнцем» Павел Третьяков купил для своей галереи за 300 рублей и получил ворох критики от некоторых друзей-передвижников. Григорий Мясоедов и Константин Маковский бросали ему в лицо обвинения в дурновкусии, но коллекционер был уверен в своем выборе и прочил Серову большое будущее. Сам Серов считал эту картину лучшей своей работой. «Написал эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся»,— сокрушался он после.
Многие с Серовым не согласятся и отдадут предпочтение «Девочке с персиками», которая стоила автору недешево. 12-летней дочери хозяина Абрамцева Вере Мамонтовой не нужен был портрет: картина была задумана как подарок маме. Девочка хотела весело проводить лето, гоняя по округе с деревенскими мальчишками, а не сидеть часами перед мрачным живописцем. Серов «покупал» ее время персиками и ежедневными прогулками на лошадях. «Все, чего я добивался,— это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах,— вспоминал он.— Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров».
«Девочка с персиками», Валентин Серов, 1887
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», Валентин Серов, 1905
Фото: Государственный Русский музей
В жизни Валентин Серов служил своим идеалам так же верно, как в творчестве. Подал заявление о выходе из состава действительных членов Академии художеств после того, как стал свидетелем расстрела мирной демонстрации рабочих в 1905 году. Художник винил в случившемся президента академии — великого князя Владимира Александровича Романова. И еще разругался с Ильей Репиным из-за того, что тот не последовал его примеру.
IV. «Вы мне не нравитесь»
«Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями»,— писал Валерий Брюсов. И все-таки желающих попозировать ставшему популярным Серову было невероятно много. Если мастер испытывал к модели симпатию, мог выражением глаз или разворотом плеч подчеркнуть ее личностную красоту. Но раскрывал жадность бизнесмена в жесте или ухмылке. Великосветского повесу писал в надменной позе и с пустым взглядом. И никаких скидок на статус: любой заказчик мог быть уверен в том, что получит о себе всю правду — и только ее.
«Портрет Зинаиды Юсуповой», Валентин Серов, 1902
Фото: Государственный Русский музей
«Портрет И. А. Морозова», Валентин Серов, 1910
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона», Валентин Серов, 1903
Фото: Государственный Русский музей
«Портрет императора Николая II (1868-1918)», Валентин Серов, 1900
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Учитывая то, как медленно Серов писал картины и насколько при этом был востребован, без работы он не сидел ни дня. Череда заказных портретов выматывала. Часто художник отказывал, аргументируя правдиво и ясно, причем самому заказчику: «Вы мне не нравитесь». Но часто и соглашался: надо было как-то кормить шестерых детей. Только с надеждой спрашивал у друзей о будущей модели, если еще не был лично знаком: «Не рожа ли?»
С прямотой Серова столкнулась и императорская семья. Николай II изъявил желание получить портрет от мастера и был готов к долгим сеансам позирования. Дело шло хорошо, пока не вмешалась жена императора Александра Федоровна. Стоя за спиной у художника, она начала давать советы «по улучшению портрета». Серов парировал: «Я полагал, что все же умею писать лица. Вы же, Ваше Величество, не рискнете завершить эту работу вместо меня?» После чего извинился и откланялся, а начатый портрет не стал завершать, несмотря на все просьбы царственных особ. И хотя потом Серов все же написал для Николая II утешительный домашний портрет, за ним закрепили ярлык художника, посмевшего отказать государю. Популярность, и так немалая, взлетела до небес.
V. Милый друг
Федор Шаляпин, ставший близким другом Серова, признавался, что первое время опасался «этого невысокого, крепко сбитого человека с пронизывающим взглядом и вечной папиросой в уголке рта».
Портрет художника К. А. Коровина», Валентин Серов, 1891
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Северная Двина», Валентин Серов, 1894
Фото: Ивановский областной художественный музей
«Мурманский берег», Валентин Серов, 1894
Фото: Государственная Третьяковская галерея
А вот с художником Константином Коровиным у Серова случилась дружба с первого взгляда. Когда они встретились в Абрамцеве, первому было 23, а второму 19. Всегда веселый, обаятельный Коровин хорошо дополнял замкнутого, молчаливого Серова. Работалось вместе им тоже отлично. Савва Мамонтов часто называл их тандем «Серовин» или «Коров» и даже посылал в совместные командировки. Например, в турне по северу — от Вологды до Архангельска.
Когда на Серова нападала хандра, он становился мрачен и нелюдим. И тогда Коровин и другие друзья пытались вытащить его развеяться:
Антон!!!
Наш дорогой Антон,
Тебя мы всюду, всюду ищем,
Мы по Москве, как звери, рыщем.
Куда ж ты скрылся, наш Плутон?
Приди скорее к нам в объятья,
Тебе мы — истинные братья.
Но если в том ты зришь обман,
То мы уедем в ресторан.
Оттуда, милый наш Антоша,
Как ни тяжка нам будет ноша,
А мы поедем на Парнас,
Чтобы с похмелия пить квас.
Жму руку Вам
Шаляпин — бас.
Ты, может, с нами (час не ровен),
Так приезжай, мы ждем.
Коровин.
Федор Шаляпин, Константин Коровин. Москва, 1904
VI. Древнерусская тоска
В конце жизни Серов мучился приступами беспричинной тоски. Сейчас бы ему посоветовали провериться на депрессию, но в начале ХХ века предпочитали эскапизм. Путешествия хоть и ненадолго, но исцеляли художника. В турне по Франции, Италии, Греции он заметно оживал.
«Амстердам», Валентин Серов, 1885
Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Набережная Скьявони в Венеции», Валентин Серов, 1887
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Стабильно от хандры спасал художника Париж. Когда в 1910-м он отправился туда в последний раз с надеждой поймать за хвост ощущение «отрадного», ему помог друг — импресарио Сергей Дягилев. Он привлек соратника по объединению «Мир искусства» к оформлению своих «Русских сезонов». Валентин Серов был в восторге — его энергии хватило не только на занавес к балету «Шахерезада», но и на афишу балета «Сильфида» с воздушной Анной Павловой, и на полотно с обнаженной танцовщицей Идой Рубинштейн. Картина, напоминающая египетскую фреску, спровоцировала скандал. Даже Илья Репин осудил модернистские опыты своего ученика. Но Серова в этот раз критика только забавляла, он как будто уже знал, что именно этот живописный стиль станет хитом следующего десятилетия в Европе.
По возвращении домой художник снова мрачнел на глазах. К привычной меланхолии добавились ипохондрия. В конце жизни Серов стал суеверен. Как-то в окно его московской квартиры залетел попугай. Живописец приручил птицу и увидел дурной знак в ее скорой гибели. Сам он ушел из жизни в 46 лет, ранним утром 5 декабря 1911 года, по дороге на очередной портретный сеанс. Смерть наступила от приступа стенокардии, которую тогда называли «птичье сердце».
Не оконченный «Портрет Сергея Павловича Дягилева». Валентин Серов, 1904
Фото: Государственный Русский музей
«Анна Павлова в балете Сильфиды», Валентин Серов, 1909
Фото: Государственный Русский музей
«Портрет Иды Рубинштейн», Валентин Серов, 1910
Фото: Государственный Русский музей
Автокаррикатура «Скучный Серов», 1910-1911
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Автопортрет». Валентин Серов, 1901
Фото: Одесский художественный музей
Не всегда то, что писал Валентин Серов, было для него отрадно, но всегда — правдиво. Словами Коровина: «В нем жил искатель истины», и он ее находил.